"В конце концов российская "белоленточная оппозиция", которая громко заявила о себе в декабре 2011 года, надеясь сместить Владимира Путина, съежилась до нижеописанной картины: стойкие приверженцы, которых не набралось и двух дюжин, всю ночь мерзли внутри гигантского елочного украшения недалеко от Кремлевской стены, дожидаясь неизбежного ареста", - пишет корреспондент The New York Times Дэвид М.Хершенхорн. Эти люди были последними, кто отказывался покидать площадь, после того как ранее, во вторник вечером, толпа численностью около 3 тыс. собралась, чтобы протестовать против приговора братьям Навальным.
ОМОН "с удручающей эффективностью рассеял большую часть толпы", - говорится в статье. Более 100 человек было задержаны.
Те, кто сидел в шаре, выглядели как метафора российского оппозиционного движения в целом, считает автор: "Дрожащие от холода, малочисленные, они верили в правоту своего дела, но надеялись на подкрепления, которые так и не прибыли".
Судя по фото в "Твиттере", среди них были Мария Алехина из Pussy Riot, Мария Баронова, которая обвинялась в нападении на полицейского на акции в мае 2012 года, Арсений Бобровский из популярного дуэта сатириков @KermlinRussia. Остальные были безвестными сторонниками антипутинского движения, которое в начале 2012 года выводило на улицы Москвы десятки тысяч человек. "Путин подавил их, неуклонно и твердо", - пишет автор.
Алексей Навальный и некоторые другие известные лица движения были привлечены к судебной ответственности. Другие бежали за границу, боясь ареста, третьи тихо живут, как жили, поскольку сопротивление Путину кажется тщетным.
В интервью до оглашения приговора Навальный "сказал, что лидеры оппозиции просто запуганы: 45 уголовных дел заведено на 20 членов координационного совета, который организовывал протесты в 2012 году", передает Хершенхорн.
"Идет война, гибнут люди, - сказал также Навальный. - Надгробия тех псковских десантников убирают, чтобы на их могилах не писали имен. И на фоне всего этого обсуждение коррупции, выборов и всего такого, главные темы демократического движения, выглядят, ну-у, как-то глупо".
Единственные заметные государственные деятели, которые поддерживали белоленточное движение, - депутаты Госдумы Геннадий Гудков, Дмитрий Гудков и Илья Пономарев - тоже подверглись сильному нажиму, пишет автор. Геннадий Гудков в 2012 году был лишен мандата, Дмитрия Гудкова критиковали, обвиняя в государственной измене, после поездки в США. Пономарева обвинили в хищении бюджетных денег из "Сколково".
В телефонном интервью Гудков сказал, что Путин, видимо, сумел подавить протесты 2011-2012 годов. Но, по его словам, текущие экономические проблемы России вскоре побудят к активным действиям намного более широкий слой общества, говорится в статье.
"Сейчас это только средний класс, но в следующем году это коснется остального населения, - сказал Гудков. - В 2011 и 2012 годах протест был политический, а теперь мы ждем экономических протестов".
Он признал, что в данный момент у оппозиции мало лидеров, но сказал, что лидеры ждут в кулисах, и их предостаточно, в том числе Алексей Кудрин и Михаил Ходорковский. Гудков полагает, что высокие рейтинги Путина - иллюзия.
Возвращаясь к демонстрантам, которые сидели в шаре, автор статьи замечает: "Был момент, когда @KermlinRussia, имеющий более миллиона фолловеров в "Твиттере", написал: "Мы ждем вас в шаре". Толпы так и не появились".
Источник: The New York Times