Центробанк России выделил на санацию банка "Траст" 127 млрд рублей, продолжив тем самым политику многомиллиардных вливаний для поддержки российских финансовых институтов. Эксперты считают, что банковская система России находится на пороге кризиса, хотя пока властям удается контролировать ситуацию.
Санацию "Траста" будет проводить финансовая корпорация "Открытие", а правоохранительные органы займутся расследованием ответственности за проблемы банка его руководителей и собственников, сообщил зампред Банка России Михаил Сухов.
Банк "Траст" занимает 16 место в рейтинге крупнейших банков России по объему вкладов физических лиц, и первоначально на его санацию планировалось потратить значительно меньше - 30 млрд.
Однако Михаил Сухов сообщил, что ситуация оказалась хуже, чем ожидалось: разница между активами и обязательствами у "Траста" составила десятки миллиардов рублей.
"Траст" не исключение
В этом году Центробанку уже не в первый раз приходится принимать решения о многомиллиардных кредитах на санацию банков. Например, на "очистку" Мособлбанка было выделено 117 млрд рублей, для "Балтийского банка" был установлен лимит в 57 млрд.
Главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова согласна с тем, что сам по себе случай банка "Траст" не является исключительным, но очевидно говорит о серьезных проблемах в банковском секторе российской экономики.
"В банковской системе у нас больше чем 800 банков, банк "Траст" крупный, но он мог максимум на каком-то сегменте рынка представлять 3-4%. Это все-таки не 10% рынка, и не 20. Но мы говорим о том, что у государства сейчас меньше ресурсов на поддержку и нужно думать о каких-то новых инструментах, которые нужно задействовать, чтобы банки санировать", - рассказала Орлова в интервью Би-би-си.
На банкротство нет денег
Авторы доклада "Сценарии развития российской экономики в условиях санкций и падения цен на нефть", подготовленного группой экономистов по заказу "Комитета гражданских инициатив" Алексея Кудрина, обращают внимание на то, что за последнее время несколько коммерческих банков были отданы на санацию при отсутствии, как они считают, на то экономических оснований - в том числе БТА-Казань и "Рост-банк".
"Побудительным мотивом использования процедуры санации являлось наличие в обязательствах банков существенных средств населения", - пишут авторы доклада, презентация которого состоялась в Москве 25 декабря.
Однако в Фонде обязательного страхования вкладов, за счет которого пострадавшим от банкротства банка государство гарантирует возвращение до 700 тыс. рублей по каждому вкладу, для этого уже фактически нет денег.
По данным Агентства по страхованию вкладов, размер Фонда на начало ноября составлял 74,9 млрд рублей, а по расчетам авторов доклада на выплаты вкладчикам только трех не самых крупных банков - БТА-Казань, "Балтийского банка" и "Рост-банка" - потребовалось бы около 90-95 млрд рублей.
"Таким образом, если бы у этих банков были бы отозваны лицензии, то уже сейчас фонд страхования вкладов стал бы дефицитным", - заключают эксперты.
Наталья Орлова согласна с такой оценкой.
"Средства АСВ начали достаточно быстро расходоваться начиная с 2013 года, когда активизировался процесс отзыва лицензий. В значительной степени средства АСВ оказались исчерпаны", - подтверждает главный экономист "Альфа-банка".
Кризис - есть или нет?
Пока Центробанк щедро выделяет деньги на санацию банков, но, по мнению Натальи Орловой, проблемы банковской системы таким образом не решаются, а лишь ретушируются.
"На мой взгляд, здесь вопрос не в том, большая сумма понадобится или небольшая. А в том, какой метод государство изберет. Очистку банковского сектора можно делать дорого и дешево. Исторический опыт говорит, что в странах, которые предпочитали путь замалчивания, позволяли банкам не показывать проблемы, давали им отсрочки, как правило цена банковских кризисов в разы выше, чем в странах, которые сразу в момент возникновения проблем принуждают свои банки очищать баланс, говорить о своих проблемах", - объясняет эксперт.
Авторы доклада для КГИ констатируют, что кризис уже стал объективной реальностью.
"Если говорить о кризисе в широком смысле, то есть, как об отсутствии возможности обеспечивать требуемую рентабельность при допустимом уровне рисков, то следует признать, что российская банковская система уже сейчас находится в нем", - считают экономисты.
Однако оговариваются: "Если рассматривать понятие "кризис" в узком смысле, как процесс, внешним проявлением которого является банкротство существенного числа банков, проблемы с проведением расчетов и т.д., то в настоящее время он не наблюдается".
Дальнейшее вливание денег ЦБ в коммерческие банки, считают авторы доклада, может дестабилизировать финансовую систему страны, однако и ограничение кредитов грозит ее обвалом.
"Отказ регулятора от новых масштабных вливаний ликвидности в банковскую систему в условиях углубляющейся рецессии приведет к многочисленным банкротствам кредитных организаций, провоцирующим банковскую панику. Фактически, российские власти могут оказаться перед дилеммой "спасать банки" или "удерживать курс и инфляцию", - резюмируют авторы доклада под редакцией Евсея Гурвича и Натальи Акиндиновой.
"Ситуация сложная"
Наталья Орлова считает, что пока все же рано использовать слово "кризис" в отношении ситуации в банковской сфере России.
"По факту мы можем говорить, что ситуация в банковском секторе безусловно как минимум на грани кризиса. Что называть кризисом? У нас регулятор занимает достаточно проактивную позицию. Он будет готов давать деньги. Он будет готов разрабатывать какие-то лицензии, чтобы банки не сразу свои убытки показывали. Поэтому, конечно, этот кризис может быть купирован и как минимум будет управляемым. Поэтому скажем так - ситуация сложная. Когда мы говорим "кризис", это ситуация неуправляемая, то есть что-то уже вышло из-под контроля", - напоминает эксперт.
По мнению Орловой, банки начали испытывать нехватку ликвидности из-за массового оттока рублевых вкладов еще весной этого года, а в декабре к этому негативному фактору добавились еще два: сильное падение облигационных рынков и ухудшение качества кредитного портфеля из-за повышения кредитных ставок.
В пятницу Центробанк отчитался, что сумма кредитов, по которым россияне просрочили платежи более чем на 90 дней, к началу декабря превысила 881 млрд рублей.
Доля просроченных кредитов выросла до максимального уровня с декабря 2010 года и составляет сейчас 8,1%.
Источник: inopressa.ru