"На восточноевропейских территориях между Германией и Россией сегодня живет 190 млн человек, и как соседи и партнеры они нам ближе, чем 140 миллионов русских", - считает Кристоф фон Маршалл, автор комментария в Der Tagesspiegel.
Тем не менее, преобладает другое мнение. Польше, Украине и странам Балтии отводится роль "нарушителей спокойствия, которые без нужды портят наши хорошие отношения с Россией", или же "маленьких детей, которым лучше помалкивать, когда взрослые разговаривают". "Многим это напоминает о Гитлере и Сталине", - полагает фон Маршалл.
"От Берлина до Дублина - 1,7 тыс. км, - продолжает он. - Тот, кто движется по этому маршруту, должен пересечь три государственные границы. Скольким немцам придет в голову назвать ирландцев "нашими соседями"? От Москвы Берлин отделяют те же самые три государственные границы и 1,8 тыс. км, но многие немцы при этом утверждают, что русские - наши соседи, нельзя нам их терять, и уж точно не стоит этого делать из-за Украины".
"География ощущений и реальная география - очевидно, не одно и то же, - говорится в статье. - Но в таких высказываниях озвучивается и нечто большее: мировоззрение. Насколько близки нам наши непосредственные соседи в сравнении со следующими от нас странами и теми, что расположены за ними? Вряд ли найдется среди немцев человек, который станет утверждать, что связи с Ирландией настолько важны, что отношения с народами, живущими между нами (с французами, бельгийцами, голландцами и британцами), в случае каких-либо сомнений должны отходить на второй план. Однако при взгляде на восток приводимые аргументы выглядят именно так".
"Редкий день обходится без предостережений: прерывать диалог с Россией нельзя. Но проблема не в том, что канцлер Меркель и министр иностранных дел Штайнмайер не говорят с Москвой, - они говорят, только вот в ответ слышат неизменное "Njet" или обещания, которые Путин тут же нарушает. Сейчас он как раз готовится к новому нападению. Запад пока теряется в догадках, что это будет - только ли донецкий аэропорт, или сухопутная перемычка до Крыма, или, чего доброго, сквозной марш до Приднестровья. Может быть, теперь он [Путин] станет тем, кем его уже считают немецкие друзья, - нашим непосредственным соседом", - мрачно шутит фон Маршалл.
Источник: Tagesspiegel