Западные газеты комментируют вчерашние переговоры Путина и Порошенко в Минске. Похоже, Россия хочет сохранить влияние на Украине путем уловок, а не на основе честного соглашения, заключают СМИ. Возможно, она стремится к появлению "Абхазии на Донбассе", что стало бы катастрофой для всех, включая Россию. При этом Путин воспринимает происходящее как принципиальный поединок и располагает поддержкой своей страны.
"Противотанковый "еж" - так озаглавлен редакционный комментарий британской The Times. По мнению издания, накануне минских переговоров "Путин, как всегда, предпочел конфронтацию осмотрительности".
Правда, Порошенко воюет, не особенно сдерживаясь. Но и выбор у него невелик, считает газета: "Договариваться о мире теперь на условиях Путина значило бы легитимизировать худшую российскую агрессию со времен вторжения в Афганистан в 1979 году".
В эскалации "силового сценария" на Украине следует винить Россию, говорится в статье. По оптимистичной версии, Путин все же стремится к урегулированию. Но, возможно, он "продолжит восстановление утраченных сфер влияния России, пока его не остановит превосходящая сила", полагает газета.
Ближайшая цель Путина - не пустить Украину в НАТО и ЕС. По мнению The Times, "им руководит его обычная паранойя", так как принимать сейчас Украину в эти блоки никто не собирается.
Путину и Порошенко следовало бы многое обсудить, "в том числе право украинских этнических русских жить мирно и говорить на своем языке". Но вначале Путин должен признать, что границы и суверенитет Украины не подлежат пересмотру, считает издание.
"Путин и Порошенко "ставят на сцене" соглашение, в которое плохо верится" - замечает в заголовке испанская El Mundo.
По мнению издания, Порошенко прав, требуя демилитаризации ополченцев до того, как будет заключено более широкое мирное соглашение. Газета советует ЕС "надавить на Путина, чтобы тот перестал создавать риск для территориальной целостности Украины, ибо Порошенко выразил согласие пойти на частичную децентрализацию".
Газета также призывает обе страны "прийти к первому соглашению, которое прекратило бы кровопролитие".
The Guardian излагает свой взгляд на встречу президентов Путина и Порошенко, начиная с описания фотографий с Восточной Украины (убитая девушка, привязанная к столбу предполагаемая шпионка). "Смерть, ненависть и ужас, которые причудливо переплелись с рудиментами нормальной жизни" - таков фон встречи Путина и Порошенко в Минске, пишет газета.
По мнению издания, России сейчас труднее поддерживать сепаратистов, не прибегая к операциям, причастность к которым уже невозможно отрицать. Может быть, это склонит Москву к прекращению игры в ее нынешней форме?
"Прекращение огня - это еще недостаточно. Россия, Европа и Украина должны заключить "большую сделку", - считает газета. Пусть Украина пообещает настоящую децентрализацию на востоке (но без зависимости региона от Москвы), Москва откажется от экономического шантажа, Украина не станет стремиться в НАТО в обозримом будущем и признает, что до членства в ЕС ей еще далеко. "Для Крыма будет выработана некая формула", - пишет газета.
"Увы, такая сделка возможна лишь в отдаленной перспективе", - признает издание. Украине и западным странам будет трудно смириться с некоторыми ее элементами. Но и Россия, похоже, хочет сохранить влияние на Украине путем уловок, а не на основе честного соглашения. Возможно, Москва стремится к появлению "Абхазии на Донбассе". "Это стало бы катастрофой для всех, включая Россию", - говорится в статье.
"Лед на Украине пока не тает" - замечает в заголовке редакционной статьи The New York Times. Порошенко и Путин наконец-то встретились, но в их высказываниях и в развитии событий на Восточной Украине мало признаков того, что какая-либо из сторон готова к прекращению огня, считает газета.
"Проблема в том, что Украина сейчас мало заинтересована в прекращении огня, а Россия делает вид, что не участвует в схватке", - пишет NYT. Украина наступает на повстанцев и знает, что они воспользуются передышкой для перевооружения и укрепления своей власти, если не перекрыть границу с Россией.
Россия "похоже, готова подливать масла в огонь, пока Киев не согласится на политическую договоренность, которая дала бы восточным областям право вето на любые шаги по сближению с Западом".
По мнению газеты, Порошенко прав, отказываясь от безоговорочного прекращения огня в данный момент.
Порошенко и Запад должны убедить Путина, что Россия не может с помощью экономического и военного нажима навязывать Украине свою волю. Также они должны дать Путину способ пойти на попятный, сохранив лицо.
Газета советует, например, "заверить Путина, что соглашение Украины с ЕС не нанесет России экономического ущерба, а восточные области получат автономию в определенной мере". Путин также захочет отмены санкций.
"В то же самое время США и Европа должны сознавать, что Путин воспринимает происходящее как принципиальный поединок и располагает поддержкой своей страны. Запад должен четко дать понять, что столь же горячо поддерживает Украину и готов ужесточать санкции против российских компаний и финансовых институтов, а также помогать Киеву финансами и энергоносителями", - говорится в статье.
Обозреватель Die Welt Инга Пилипчук пишет: "Украинский конфликт в последнее время развивается в духе символической политики. "Гуманитарные конвои" Путина, парад на День независимости Украины, "антипарад" в Донецке, на котором провели военнопленных, - это лишь несколько примеров".
"И вот теперь - встреча Владимира Путина и Петра Порошенко в Минске", на которой "рукопожатие Путина и Порошенко было не более чем символическим жестом", говорится в статье.
"Путин вновь сказал, что украинский кризис следует разрешать мирными средствами. Как будто Россия с марта не поддерживает сепаратистов на востоке Украины оружием и людьми, - пишет журналистка. - Как будто движущей силой этой ситуации является не Россия. О том, как обстоят дела на самом деле, судят не по разглагольствованиям, а по сводкам с фронтов". Автор статьи упоминает о взятых в плен на Украине псковских десантниках, которые по официальной версии оказались на чужой территории "случайно", и о том, что в день встречи Путина и Порошенко, по данным украинской стороны, повстанцы потеряли 250 человек убитыми.
"Если бы Путин изменил свою тактику и действительно прекратил поставки оружия и провокации, то сепаратисты войну проиграли бы. Это стало бы поражением для Путина, а такого он позволить себе не может. Поэтому он остается при своей символической политике, которая очень далека от кровавой реальности войны", - заключает Пилипчук.
"Владимир Путин провел во вторник вечером переговоры с президентом Украины, не имевшие определенных результатов: он неохотно протянул руку новому руководству, которое российские государственные СМИ очерняют как пришедшее в результате фашистского путча. За несколько часов до этого Украина опубликовала видеозаписи с захваченными российскими солдатами, что напрямую поставило под сомнение давнее утверждение Путина о том, что его страна не имеет никакого отношения к конфликту на Восточной Украине", - пишут Эндрю Хиггинс и Майкл Р.Гордон в The New York Times.
"Путин продолжал позиционировать себя в качестве стороннего наблюдателя конфликта, заявив после встречи с президентом Порошенко, что восстание является внутренней проблемой Украины", - говорится в статье.
В своем вступительном слове на саммите возглавляемого Москвой экономического блока Путин едва упомянул войну на Восточной Украине, передают авторы, но вернулся к вопросу, который привел к текущему кризису: масштабному торговому и политическому соглашению, предложенному ЕС Украине. Путин, вновь вспомнив аргументы, которые он использовал, чтобы отговорить Януковича от обращения к Европе, высказал предупреждение о том, что торговое соглашение, подписанное Порошенко в июне, будет стоить Украине миллиарды долларов.
Обозреватели комментируют: "Переход Путина от эмоциональных увещеваний по поводу восстановления российского контроля над украинской территорией, завоеванной еще в XVIII веке Екатериной Великой, к будничным экономическим темам позволяет допустить, что он, возможно, пересматривает свою стратегию по отношению к Украине, пытаясь ограничить урон, причиненный санкциями, введенными США и Европой".
"Долговременная цель Москвы, как утверждают аналитики, состоит не в том, чтобы заставить Украину признать самопровозглашенные государства повстанцев, которые не признает даже Россия, но получить гарантии, что Украина никогда не вступит в НАТО и не разрешит размещение западных войск на своей территории", - говорится в статье.
Верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон заявила, что "прямого обсуждения" видеозаписи с захваченными российскими солдатами не было, но что чиновники говорили о необходимости охраны российско-украинской границы, возможно при содействии наблюдателей от ОБСЕ.
Российское государственное информагентство процитировало анонимного представителя Минобороны, заявившего, что солдаты пересекли границу с Украиной по ошибке, добавляют журналисты.