Положение на Северном Кавказе, и отношения с северокавказскими соседями всегда были важными для Грузии. Для нашей страны этот регион являлся то позитивным фактором, то источником опасности, однако в обоих случаях сильно влиял на безопасность и внешнюю политику страны. Можно найти большое множество конкретных примеров того в каждой исторической эпохе, в том числе в современный период. В свете географической реальности, это является неизбежным. Исходя из хорошего или плохого, но факта проживания при общих границах и в одном регионе, какого-то рода отношения между Грузией и народами Северного Кавказа обязательно будут существовать.
По причине отсутствия грузинской государственности в период российского правления у Грузии ни в одном вопросе не было собственной политики, но как только она вернула себе независимость, естественно отношения с народами Северного Кавказа вновь стали актуальными. Так было во время первой республики 1918-1921 годов, когда Грузия старалась развивать эти отношения. В период второй республики значение отношений с народами Северного Кавказа вскоре же стало очевидным после того, как Россия некоторых представителей этих народов использовала против Грузии во время войны в Абхазии 1992-1993 года. Этот трагический пример четко явствовал, что связи с соседними народами, и их отношение к Грузии имеют немалое значение. Несмотря на это, до последних лет какой-либо политики отношений с народами Северного Кавказа у Грузии не было.
С 2009 года появились определенные признаки формирования такой политики. При Министерстве культуры был создан черкесский культурный центр, Грузия признала геноцид черкесов 1860-х годов, был введен безвизовый режим для северокавказских жителей (который впоследствии распространился на всех граждан России). Президент Саакашвили не раз публично заявлял о необходимости близких отношений между кавказскими народами, а в июне 2012 года парламент Грузии утвердил "Государственную концепцию Грузии отношений с народами Северного Кавказа". В то же время в государственном университете Илии была создана программа магистратуры для студентов из Северного Кавказа, участились визиты северокавказских общественных деятелей в Грузии, состоялись конференции с участием северокавказских и грузинских ученых, летом из Северного Кавказа приезжали на отдых группы детей и молодежи.
Все это содействовало развитию гуманитарных, социально-культурных, человеческих связей между гражданами Грузии и северокавказцев. Разумеется, это было только начало данного процесса, но в любом случае являлось позитивным событием.
Однако после прихода к власти "Грузинской мечты" эти процессы практически остановлены. Между тем можно весьма сожалеть об этом, поскольку хорошие отношения между северокавказцами и грузинами необходимы, несмотря на то, как будут развиваться в будущем события на Северном Кавказе.
Факт, что сегодня этот регион находится в кризисном положении. В Дагестане, Чечне, Ингушетии и Кабардино-Балкарии идут вооруженные конфликты в виде партизанской и диверсионной войны. На всем Северном Кавказе царит коррупция и нарушаются права человека, что, разумеется, вызывает недовольство существующим положением подавляющей части населения. Напряжены этнические отношения, как между некоторыми кавказскими народами, так и между ними и этническими русскими. Это проявляется и на Северном Кавказе, откуда происходит (и по большей части произошел) отток русского населения, и в остальной России, где отношение этнических русских к кавказцам часто весьма негативное. В разных городах Центральной России в последние годы уже были случаи антикавказских погромов, и предположительно это будет иметь место и в будущем. Вооруженный конфликт, коррумпированность властителей, этнические распри - все это в совокупности создает предпосылку для последующего ухудшения положения. Тем более в момент, когда во всей Российской Федерации произойдет экономический и/или политический кризис.
С учетом этой тяжелой реальности в средней и долгосрочной перспективе существуют два основных варианта развития событий на Северном Кавказе. Российское государство либо сможет сохранить стабильный контроль над этим регионом, либо нет.
В обоих случаях Грузии непременно необходимы отношения с народами Северного Кавказа. Если Россия продолжит стабильный контроль над этим регионом, то есть будет сохраняться нынешнее положение, Кремлю будет труднее спровоцировать противостояние Грузии с народами Кавказа, как он частично смог это в 1992-1993 годах, и возможно попытается и в будущем. А если Россия не сможет удержать стабильный контроль, значение грузинско-кавказских отношений еще больше возрастет. В таком случае на Северном Кавказе будет создано чрезвычайно сложное положение, которое отразится на безопасности нашей страны. Проявятся и станут актуальными многие такие вопросы, которых в настоящее время не видно на поверхности. В таких условиях нелегким будет для Грузии успешный менеджмент этого положения, если мы не создадим сегодня почву для позитивных отношений с народами Северного Кавказа.
Разумеется, в настоящее время, когда 18% территорий Грузии оккупированы, и остальной стране угрожают серьезные опасности, такие вопросы, как связи между грузинами и северокавказцами, не могут считаться самыми значительными, однако вместе с изменением положения они могут неожиданно стать весьма актуальными. Для того чтобы быть готовыми к этому моменту, необходимо сейчас же начать заботится об этом.
На протяжении истории политическая география вокруг Грузии постоянно менялась. Государств, которые были нашими соседями в одном столетии, не было в другом столетии. Однако народы Северного Кавказа в данном контексте являются постоянным фактором. Они всегда будут жить по соседству с нами, причем на всем протяжении северной границы Грузии. Поэтому наши отношения с этими народами неминуемо повлияют на благоденствии и безопасности Грузии, из-за чего они требуют надлежащего внимания.