Президент Обама пытается применить в отношении Кипра "исландскую модель": мелкие вкладчики остаются в безопасности, богатые расплачиваются за крах, пишет Федерико Рампини в статье, опубликованной в газете La Repubblica.
Кипр становится мини-лабораторией, работающей по "модели Исландии", говорится в статье. За МВФ стоит администрация Обамы, уже давно сурово критикующая терапию, которую Евросоюз применил к Греции: политика жесткой экономии приводит к драматическим социальным последствиям, это самоподпитывающая спираль рецессии, пишет автор статьи.
"Белый дом, МВФ и Уолл-стрит придерживаются единого мнения и по другому вопросу: Европа платит за задержки в создании настоящей единой банковской системы с едиными правилами, проверками и надзором, - продолжает Рампини. - Существование такого налогового и финансового рая, как Кипр, в самом сердце еврозоны приводит в замешательство, если взглянуть с позиций функционирующего федерального союза: это все равно, как если бы Флорида предоставила приют и защиту в своих банках уклоняющимся от налогов из Нью-Йорка или Калифорнии".
Барак Обама безуспешно пытался оказывать давление на Ангелу Меркель, с тем чтобы убедить ее, что "из рецессии не выходят путем урезаний", говорится далее. К счастью, он убедил в этом МВФ, который входит в состав "тройки", занимающейся спасением Кипра. Ось МВФ-Меркель предложила "исландскую модель" решения для Кипра: бремя спасения двух крупнейших кипрских банков ляжет на акционеров и владельцев макси-депозитов - как через высокий единовременный налог, так и путем перевода их активов в "плохой банк", акционерами которого они станут. Удар будет нанесен по многим иностранцам, прежде всего из России. "Белый дом предвидел гнев Владимира Путина, хотя и желал бы избежать этого в период, когда геополитическая напряженность (Сирия, Иран) заставляет постоянно контактировать с Москвой", - отмечает корреспондент.
"В самом начале руководство Кипра намеревалось спасти своих русских "клиентов" за счет мелких депозитариев. Но объективная и эффективная рыночная экономика требует того, чтобы за спасение банков первыми заплатили акционеры, затем владельцы облигаций, а потом и владельцы депозитов, превышающих гарантированный порог. Мелкие депозитарии должны быть самыми защищенными", - поясняет автор.
Источник: La Repubblica