(Одно из направлений журналистского расследования, отрывок)
…Но были у Анны разоблачения совершенно эксклюзивные. Причем оформлены они были в талантливые публикации. И развенчивали они новоявленных «Героев России». И били, что называется, не в бровь, а в глаз по криминальному бизнесу живого «героя», спекулирующего на памяти обожествленного имени «героя» мертвого.
До 9 мая 2004 года возможности семьи Кадыровых в обогащении были относительно ограничены. Ближнее окружение Рамзана разъезжало тогда не на «Мерседесах» и «Феррари», как сейчас, а на «99»-х моделях «Жигулей» и на «десятках».
После гибели Ахмат-Хаджи у Рамзана Кадырова появилось значительно больше возможностей... Во-первых, он сразу же стал первым вице-премьером, фактически подмяв под себя и премьера Абрамова. Во-вторых, им был создан Фонд имени Ахмат-Хаджи Кадырова – структура для отмывания и бесконтрольного использования многомиллионных денежных средств. Фактически все население республики Кадыров-младший и его подручные обложили данью – от уборщицы до высших госчиновников, включая министров, от рядовых сотрудников милиции до старших офицеров МВД республики и т.д.
В своей публикации "Рамзан Кадыров – краса Чечни" ("Новая газета" № 42 от 5.06.2006) Анна доказала, что Фонд А.-Х. Кадырова формируется в основном из привлеченных рэкет-средств чеченского народа. Кто отказывается платить, того в лучшем случае увольняют.
Блaгoдаря узаконенному рэкет-бизнесу младший Кадыров стал самым богaтым человеком в Чечне. Он и его окружение разъезжают теперь на дорогих иномарках, строят себе дворцы в Чечне и за ее пределами, покупают дорогие квартиры в Москве.
Анна рассказала о том, как работающие на имидж Кадырова журналисты формируют в Чечне миф о том, что восстановление республики идет за счет личных средств Рамзана Кадырова и его Фонда. Анна показала, что из 27 объектов только шесть финансируются на внебюджетные средства. А все остальные - за счет миллиардов, выделенных из бюджета РФ.
Став весной 2000 года премьером правительства, Рамзан Кадыров сосет, как говорится, от двух маток - и из госбюджета, и из своего фонда, формируемого криминальным способом.
Описывая конкурс чеченских красавиц, проведенный за счет фонда, Анна пишет: "После того как жюри назвало имя первой красавицы и многие девушки получили в подарок машины, состоялся торжественный ужин в гудермесском ресторане. Приехал и Кадыров-сын с несколькими десятками охранников. Победительницам велено было танцевать перед ним с его охранниками. И по ходу тaнцeв, по повелению Кадырова-сына, те охранники, которые не танцевали, швыряли в барышень купюры. Стодолларовые и тысячерублевые...
И барышни собирали эти деньги с мраморного пола – как миленькие. А когда какая-то из конкурсанток вдруг расплакалась, Рамзан Ахматович распорядился выдать ей часы "Шопар" с бриллиантами. И "Шопар" с бриллиантами материализовался тут же в Гудермесе. И слезы высохли, и никто от "Шопар", купленного на средства, собранные у одной части нapoда, чтобы публично швырнуть к ногам другой, не отказался.
Пройдут годы – все канет ... Но как будут жить эти девочки, ползавшие в мае 2006-гo по pecтopaннoмy полу? Молодые журналисты, предлагавшие свои подписи под публикации «Кaдыpoв – миротворец»? На фоне сотен замученных в Центорое? Не представляю себе".
Таких разоблачений мафия не прощает…
Вячеслав Измайлов,
обозреватель «Новой газеты», из книги А. Политковской «За что?»