Российская социологическая компания ВЦИОМ выяснила, что между массовыми акциями протеста 4 февраля и 12 июня в Москве популярность Алексея Навального среди участников акций выросла почти в три раза, и он далеко опережает следующего из лидеров протестного движения, Сергея Удальцова.
Глава ВЦИОМ Валерий Федоров, ссылаясь на Нажатьрезультаты опроса 531 участника Марша миллионов 12 июня, рассказал журналистам, что 46 процентов опрошенных поставили юриста и политика Алексея Навального на первое место среди наиболее симпатичных им оппозиционных политиков.
Лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов занял второе место с 26 процентами, далее, с показателями 10 и меньше процентов, идут Илья Яшин, Дмитрий Гудков, Илья Пономарев, Евгения Чирикова, Ксения Собчак, Борис Немцов и другие.
На шествии и митинге в феврале, как утверждает ВЦИОМ, 29 процентов опрошенных самым симпатичным им политиком назвали основателя "Яблока" Григория Явлинского. Навальный тогда занял второе место с 18 процентами, а третье - Михаил Прохоров с 12 процентами.
Февральская акция проходила за месяц до президентских выборов, в которых пытался принять участие Явлинский, но был снят ЦИКом, и в которых участвовал Михаил Прохоров. Валерий Федоров, однако, связывает их исчезновение с первых мест и рост популярности Навального, Удальцова и других политиков с другим явлением, обнаруженным сотрудниками ВЦИОМа.
Костяк - молодая интеллигенция
"Изменился состав самих протестующих, и сторонники многих из перечисленных лидеров просто перестали быть участниками протестного движения. Ушли явлинцы, ушли прохоровцы...", - сказал Федоров журналистам.
Впрочем, работавшие на всех московских акциях протеста журналисты, в том числе и корреспонденты Би-би-си, встречали немало участников акций, которые на президентских выборах голосовали за Прохорова (многие - за неимением, с их точки зрения, лучшего), но после выборов были жестоко разочарованы фактическим бездействием миллиардера, претендовавшего на роль одного из лидеров оппозиции.
По словам Федорова, подавляющее большинство участников акций протеста теперь - представители "креативного класса" или "офисного планктона".
Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская называет этот слой проще и более традиционно - "молодая российская интеллигенция".
Крыштановская рассказала в среду журналистам, что ее сотрудники, опросив почти 900 участников последнего Марша миллионов, пришли к выводу, что большинство из них - около 56 процентов - не считает кого-либо одного из оппозиционных политиков лидером всего протестного движения.
"Популярность - да, здесь Навальный лидирует, но все-таки это люди, которые пришли протестовать против чего-то, а не поддерживать каких-то лидеров", - дополнила Крыштановская выводы ВЦИОМ.
Позитива не нашли
По подсчетам Крыштановской и ее коллег, 3 процента пришли протестовать против личной власти Владимира Путина, 25 процентов - против всей системы российской власти, еще 40 процентов - против отсутствия правового государства: безнаказанности чиновников, сервильности судов, "телефонного права" и других проявлений неравноправия граждан.
При этом Крыштановская говорит, что позитивной программы в представлениях большинства участников митингов ее сотрудники не обнаружили.
На просьбу сформулировать, "за что", а не "против чего" они выступают, 33 процента не дали ответа, остальные, по выражению социолога, говорили "беэ, меэ, думали, чесали в голове", и большинство не смогло дать ответа содержательнее, чем "за свое достоинство" или "за российский народ".
"Короче говоря, явно позитивной мотивации обнаружено не было", - сказала Крыштановская.
ВЦИОМ подсчитал, что 69 процентов его респондентов выступают за немедленную отставку президента, правительства и Государственной думы и назначение новых выборов. Валерий Федоров считает это тоже отсутствием позитивной конструктивной программы.
"Вот вам ответ на вопрос, нужно ли власти идти на переговоры с вот этими ребятами. Сами эти люди не готовы идти на переговоры. У них требование только одно: уйдите!" - сказал Федоров журналистам.
Позитив нашли другие
Александр Бикбов, член Нажатьгруппы ученых "НИИ митингов", по собственной инициативе изучающих социальный портрет протестного движения, не вполне согласен с выводами более близких к власти коллег, Федорова и Крыштановской, относительно отсутствия у митингующих позитивной программы.
"Одно из основных, достаточно четко формулируемых требований - это замена президентской республики на парламентскую", - приводит Бикбов один из примеров. - "Из наших опрошенных примерно четверть об этом упоминали".
Кроме того, участники митингов выдвигали развернутые предложения о том, как переустроить что-либо, в соответствии с их профессиональной компетенцией. Бикбов вспоминает, в частности, бизнесмена, доказывавшего, что основная часть его налогов должна идти самой низовой местной власти - тогда те будут гораздо более заинтересованы в диалоге и взаимодействии с ним.
Кроме того, частью позитивной программы Бикбов считает и намерение "весомой части" опрошенных заняться благотворительными, социальными проектами, идти в наблюдатели на выборах и другими способами менять жизнь и политику снизу и постепенно.
Результаты в процентах Бикбов намеренно не сравнивает, в частности, потому что его с коллегами исследование велось иным, чем опрос ВЦИОМ, методом - методом пространных интервью, итоги которых пока не подведены.
Такие интервью, по словам Бикбова, "позволяют выявить то, чего не замечают люди с анкетами, просто отмечающие галочками подходящие ответы".