Сотни иностранных боевиков наводнили Сирию, чтобы свергнуть режим Башара Асада, что заставляет опасаться внедрения и утверждения "Аль-Каиды" в неуправляемой стране, пишет Le Figaro.
Около сотни ливанских салафистов и порядка 300-400 добровольцев-несирийцев внедрились в Сирию для борьбы со сторонниками Башара Асада, уже более года подавляющими народное восстание, сообщает газета. Пока они составляют незначительную часть повстанцев, но в последние месяцы их доля постоянно растет. Как отмечает издание, для оппозиции это табуированная тема, и она отрицает любые связи с этими формированиями, вредящими образу революции. Прозвучавшая в конце апреля новость об убийстве двух ливанских деятелей "священной войны" нарушила этот закон молчания, однако Абдель Гани Джавар и Валид Бустани - далеко не единственные иностранные "мученики" антиасадовской революции. По данным издания, недавно в Сирии было убито еще около дюжины иностранцев, в том числе трое тунисцев, двое иорданцев и двое египтян, а также один француз, один бельгиец и один британец. В разгар дела Мухаммеда Мера пять человек из Франции прибыли в аэропорт Бейрута, намереваясь проникнуть затем в Сирию, но были обнаружены Общей службой безопасности, работающей на "Хизбаллу" и Дамаск, затем задержаны и переданы французским спецслужбам.
Бывшие участники войны против Каддафи в Ливии при поддержке Катара составляют один из наиболее многочисленных контингентов наряду с ливанцами, саудовцами, иракцами, кувейтцами, несколькими алжирцами и даже тремя пакистанцами. Издание подчеркивает, что иностранные боевики обычно не смешиваются с диссидентами из Свободной сирийской армии (ССА), за исключением частных случаев, когда сами сирийцы оказываются салафистами. В начале года на территорию Сирии проникли иракцы со значительными запасами вооружений, включая гранатометы, но приграничные племена их прогнали, и сегодня многочисленные группы иракцев сражаются в горной провинции Идлиб, где местное население, уставшее от центральной власти, настроено гостеприимнее. Во время осады Хомса иностранные джихадисты были вынуждены бежать из города в Аль-Кусайр у ливанской границы, но после ликвидации Бустани сирийские салафисты принимают только ливанцев и палестинцев из лагерей беженцев в Ливане. Этот эпизод, далеко не единственный, демонстрирует растущую напряженность между джихадистами и сирийской неисламистской составляющей восстания.
Иностранные боевики убеждены, что расхождения с ССА носят идеологический характер. "Джихадисты считают членов ССА безбожниками, выступающими против проекта создания халифата, - приводит издание слова шейха Гиа. - Нам с ССА договориться невозможно, в конечном итоге, либо мы, либо они. Но мы должны сохранять терпение: Сирия - это лаборатория. С наступлением хаоса власть и ССА будут ослабевать, и тогда люди встанут на сторону джихадистов". Впрочем, многие считают такой сценарий неосуществимым, так как в Сирии, где различные общины всегда жили рядом, нет ни одного полностью суннитского региона, способного дать им убежище.
Тем временем исламисты пытаются вести свою священную войну. Для них не может быть и речи о соблюдении плана Аннана, напротив, своими атаками они хотят показать уставшему от бессилия международного сообщества населению, что они - самые заклятые враги режима. Подрывая начиненные взрывчаткой автомобили, они увеличивают приток новобранцев из-за рубежа и гарантируют поступление новых средств, подчеркивает корреспондент Жорж Мальбрюно.
Уже существует налаженная сеть финансирования сирийского джихада, центром которой является Триполи. Сеть существует благодаря благотворительным ассоциациям стран Персидского залива, в частности, Charity Eid, контролируемой саудовцем Сафром аль-Хауали, кувейтцем Валидом Табатабаем и катарцем Абделем Рахманом Нуайми. Недостатка в деньгах нет. "Если ты совершаешь теракт-самоубийство в Сирии, тебе хорошо заплатят, в противном случае джихадист получает всего 200 долларов в месяц. Поэтому кое-кто совершает налеты на дома алавитов", - рассказывает шейх Гиа. Иногда деньги сирийским салафистам передают непосредственно в Триполи ливанские посланники из стран Персидского залива, иногда логистику обеспечивают местные посредники.
"Обеспокоенные этими тенденциями, некоторые страны-союзники оппозиции начинают соизмерять джихадистский риск. Американские официальные лица уже несколько месяцев предупреждают об опасности появления "джихадистской оси", связывающей Триполи с иракским регионом Аль-Анбар и проходящей через Сирию", - констатирует издание. "Революция принимает дурной оборот, - подчеркивает работающий в Дамаске западный дипломат. - Мы не можем делать вид, что этого не знаем. Сначала было заявление аз-Завахири, призывающее джихадистов ехать в Сирию. Затем - главы американской разведки Джеймса Клэппера, приписавшего "Аль-Каиде" большинство терактов, совершенных в Сирии, начиная с декабря". Теперь уже генсек ООН Пан Ги Мун убежден, что "Аль-Каида" стоит за наиболее изощренными и смертоносными акциями сирийского восстания, пишет газета.
Источник: Le Figaro