Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Доклад о военной ситуации в Украине

Кан Касапоглу

Военнослужащие 128-й Карпатской горно-штурмовой бригады украинской армии
готовятся к участию в боевых действиях на передовой в Запорожье, Украина,
15 июля 2023 года. (Ercin Erturk/Anadolu Agency via Getty Images)

Данный отчет был впервые опубликован в рамках серии информационных бюллетеней Hudson's Re: Ukraine. 

Ниже старший научный сотрудник Hudson Кан Касапоглу предлагает ситуационный военный отчет о войне в Украине.

1. Прокиевские чеченские боевики устроили налет на российскую колонну снабжения под Белгородом

На этой неделе Главное управление разведки Украины (ГУР) опубликовало в Telegram загрузку, в которой показано нападение на российские логистические колонны закаленными в боях чеченскими бойцами недавно сформированного Ичкерийского управления военной разведки. Этот инцидент важен по двум причинам.

Во-первых, это свидетельствует о том, что украинские военные стремятся усилить давление на границе с Россией. Нападение было трансграничным рейдом вблизи неспокойной Белгородской области России. Белгород давно стал свидетелем антикремлевской деятельности российских военизированных формирований, легиона «Свобода России» и Российского добровольческого корпуса. Военизированные действия в Белгороде стали настолько заметными, что Россия направила высокопоставленного командира генерала Александра Лапина для наблюдения за кампанией по борьбе с повстанцами. Нападение на этой неделе показывает, что Белгород, скорее всего, останется горячей точкой на границе с Россией.

Во-вторых, этот инцидент имеет глубокие последствия для межчеченских махинаций, разворачивающихся на поле боя. Сообщается, что в сообщении Telegram показан важный чеченский деятель Абдул Хаким аш-Шишани, действующий со своей сетью боевиков в боевых действиях с украинскими военными. Аль-Шишани был ключевой фигурой в усилиях Ахмата Закаева, премьер-министра правительства в изгнании Чеченской Республики Ичкерия, по сбору всех антимосковских чеченских батальонов под единым командованием в Украине. Закаев, опытный чеченский политик, имеющий корни в движении за независимость генерала Джохара Дудаева в 1990-х годах, стремится использовать российско-украинскую войну для продвижения своего дела на Кавказе. Операции ичкерийских отрядов в Российской Федерации являются важной вехой в чеченском измерении нынешнего конфликта.

По другую сторону окопов промосковский чеченский диктатор Рамзан Кадыров тоже блюдет свои интересы. После ухода Вагнера из операций на Украине Кадыров направил элитные боевые соединения для удержания рубежа в Бахмуте. В разгар вагнеровского мятежа бойцы Кадырова бросились на защиту Москвы. После подавления мятежа Кадыров встретился в Кремле с президентом России Владимиром Путиным. Впоследствии Путин посетил населенный мусульманами регион Дагестан, чтобы закрепить там свою власть.

В докладе Института Хадсона о военной ситуации в Украине ранее отмечались чеченские интриги, разыгрываемые в Украине. Наряду с основным конфликтом там сейчас очевидно, что на украинской земле разыгрывается чеченская гражданская война между антикадыровскими и прокадыровскими группировками. События этой недели знаменуют новый этап эскалации этой борьбы.

2. События в Беларуси предвещают беду

В соответствии с предыдущими оценками Хадсона, группа Вагнера, теневая армия Евгения Пригожина, сродни российской версии «Хизбаллы», продолжает жить.

Отслеживание колонн Вагнера на территории Беларуси из открытых источников свидетельствует о том, что на этой неделе в эту страну хлынули тысячи бойцов Вагнера. Когда Вагнер начал обучать белорусских военных, роль Пригожина в Беларуси также начала обретать форму. Некоторое время режим белорусского диктатора Александра Лукашенко добивался общенациональной военизированной сети «народной милиции». Кажется, Вагнер поможет его создать.

Это лишь одно из многих событий, которые предполагают, что Запад должен следить за Беларусью, чтобы она не стала Северной Кореей Европы. Минск уже вложил серьезные средства в свой военный потенциал за счет щедрых закупок вооружений из России, особенно зенитно-ракетного комплекса большой дальности С-400 и системы баллистических ракет СС-26 «Искандер-М». оружие двойного назначения, сертифицированное для доставки ядерного оружия.

Эти системы могут угрожать военному присутствию НАТО на восточном фронте альянса. По сообщениям российских СМИ, белорусские ракеты «Искандер» обучены выполнять ядерные задачи. Совместно с фронтовым бомбардировщиком Су-24 и штурмовиком Су-25 оперативно-тактические баллистические ракеты «Искандер-М» образуют тактическое ядерное сдерживание России передового базирования в Беларуси. С самого начала вторжения в Украину в Беларуси также размещались российские самолеты-перехватчики МиГ-31К, несущие гиперзвуковые ракеты «Кинжал» с ядерными боеголовками, по сути аэробаллистический вариант базового «Искандера». На сегодняшний день ВКС России, не колеблясь, применяли ракеты «Кинжал» для нанесения ударов по критически важной инфраструктуре и населенным пунктам Украины.

Помимо стратегических вооружений, Вооруженные силы Беларуси будут эксплуатировать новые российские вооружения в обычных условиях, в том числе многоцелевые боевые вертолеты Ми-35М и средства ПВО ТОР-М2. Минск также разместит дополнительные заказы на истребители Су-30СМ. Это свидетельствует о растущей тенденции к интеграции российских и белорусских вооруженных сил.

Риторика Лукашенко отражает недавнюю военную активность Беларуси. В марте 2023 года в своем ежегодном обращении к нации Лукашенко посетовал на то, что планы модернизации обороны Польши и политика открытых дверей НАТО делают сотрудничество с Кремлем его лучшим выбором. Похоже, он смирился с ролью своей страны в качестве гарнизона-государства-сателлита России в Европе.

Как подчеркивалось в недавнем коммюнике НАТО в Вильнюсском саммите, присутствие Вагнера в Беларуси стало вызовом безопасности для Европы, особенно потому, что оно влияет на планы национальной обороны Польши. Продолжающаяся работа «Вагнера» на территории Беларуси, а также присутствие там российского ядерного оружия только усугубят эту угрозу в ближайшие месяцы.

3. Морские дроны обстреливают Керченский мост

17 июля беспилотные надводные беспилотники атаковали Керченский мост, жизненно важный пункт, соединяющий оккупированный Крым с Россией. В сообщениях новостей говорится, что Служба безопасности Украины (СБУ) провела штурм совместно с ВМС Украины. Это вторая морская боевая роботизированная атака, которую Украина недавно осуществила в Черном море — первая, 16 июля, была нацелена на российскую базу Севастополь в Крыму. Разведка из открытых источников предполагает, что российской обороне удалось помешать этому удару. Таким образом, нападение 17 июля знаменует собой успешное завершение более широкого украинского плана. МИД России подтвердил удар.

Вскоре после этого Москва объявила о своем выходе из заключенной при посредничестве Турции зерновой сделки, позволяющей Украине поддерживать экспорт продовольствия, что является критически важной договоренностью под наблюдением Организации Объединенных Наций для обеспечения бесперебойного снабжения продовольствием во всем мире в условиях войны. Еще неизвестно, вернется ли Кремль к соглашению, как это было в октябре 2022 года, или Россия предпочтет эскалацию в Черном море. Тем временем Хадсоновский институт продолжит следить за усилением залпов российских ракет и беспилотников, обстреливающих украинский прибрежный город Одесса.

С октября 2022 года Украина эффективно использует беспилотные надводные корабли в Черном море, создавая асимметричную угрозу Черноморскому флоту России. Ограниченные данные об обломках и визуальные доказательства позволяют предположить, что украинские службы безопасности уничтожают свои цели с помощью быстрых морских беспилотников-камикадзе, несущих разрывные боеголовки. Эти недорогие, но эффективные средства дают Украине разумное преимущество перед российским военно-морским присутствием.

4. Россия концентрирует свои силы в Купянске для вероятного наступления

Заместитель министра обороны Украины Анна Маляр подтвердила, что российские военные стягивают боевые порядки в районе Донбасса для ведения наступления на купянском направлении. Такой штурм окажет давление на украинские части в Харькове, что, возможно, вынудит украинский Генштаб перераспределить резервы основного контрнаступления на юге страны. Украинские источники сообщают о большом присутствии российских войск на Донбассе, насчитывающем около 100 000 человек личного состава и 900 единиц тяжелой бронетехники, дополненных сотнями артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня.

В эпоху беспилотников, сбора данных из социальных сетей и коммерчески доступных спутниковых изображений почти невозможно скрыть такую массовую мобилизацию от глаз профессионалов разведки с открытым исходным кодом. Тем не менее масштабы мобилизации не обязательно означают гибель Украины. Значительная часть сообщаемого наращивания войск, вероятно, состоит из недавно созданных войск Storm-Z, большинство из которых являются недостаточно обученными резервистами и мобилизованными осужденными. Кроме того, соотношение силы к силе и силе к местности, а также не поддающиеся количественной оценке переменные, такие как боевой дух, подготовка и боевые возможности войск, могут склонить чашу весов в любом конкретном сражении. Так что, хотя наращивание российского потенциала вызывает тревогу, украинским силам было бы преждевременно разбиваться на четверть.

Тем не менее, учитывая нынешнюю геометрию поля боя, ограниченные наступательные действия России на востоке остаются в пределах возможного, хотя бы для того, чтобы отвлечь украинские силы от их основных усилий на юге.

https://www.hudson.org