Сотрудничество Норвегии с российскими нефтегазовыми компаниями позволило Путину вести войну
Ааге Борхгревинк
Все или почти все европейские государства в той или иной форме несут ответственность за укрепление готовности и способности российского правительства начать наступление на демократию с ужасающими последствиями для Украины.
Систематическая правовая, политическая и экономическая безнаказанность укрепила веру Кремля в то, что он может навязывать свою политику не только предполагаемым врагам в России, но и во всем регионе и мире.
В целом, европейский подход к России при Владимире Путине был основан на "остполитике" Федеративной Республики Германия. Эта политика, разработанная во время холодной войны, была отражена в выражении "wandel durch handel", или "перемены через торговлю".
Торговля с Советским Союзом, особенно основанная на импорте нефти и газа на европейские рынки, повысила бы стабильность за счет укрепления взаимной экономической зависимости. Относительно мирное окончание холодной войны подтвердило это убеждение.
В последние годы также считалось, что инвестиции и торговля с Россией будут способствовать смягчению политики Путина, хотя это проявилось уже в 1999 году, когда он стал премьер-министром. Внутренний вооруженный конфликт в Чечне сопровождался тяжкими, систематическими и широко распространенными преступлениями, совершенными российскими войсками. Правозащитные группы призвали к ответственности. Сергей Ковалев из "Мемориала", российской правозащитной группы, удостоенной в этом году Нобелевской премии мира, предупредил, что "2000 год будет известен как сумерки российской свободы".
Европейские государства, однако, в основном предпочли игнорировать резню в Чечне и ползучий переворот против российской конституции, начатый режимом Путина. В какой-то степени Запад стал экономическим пособником Путина. Огромные суммы утекали из России, выкачиваясь из предприятий, контролируемых союзниками Кремля. Налоговые гавани и западные финансовые инструменты помогали российской элите отмывать деньги, избегать налогов и защищать свои активы, инвестируя в Европе и США.
Все это хорошо известно. Но мы еще не видели более глубокого обсуждения того, является ли это устойчивым положением дел или проблемой, которую можно решить.
Такие государства, как наше, Норвегия, должны пересмотреть свою политику в отношении России и других клептократий и посмотреть, есть ли уроки, которые можно извлечь.
Мы считаем, что Европа позволила России скатиться к фашизму. Норвегия тоже сыграла в этом свою роль
Хотя Норвегия давно является одним из основных сторонников прав человека и международного порядка, основанного на правилах, норвежское государство имеет долгую историю инвестирования в Россию и партнерства с союзниками Путина, особенно в области нефти и газа.
Некоторые российские олигархи, такие как Михаил Фридман и Петр Авен, присутствовали на норвежском континентальном шельфе через свою инвестиционную компанию LetterOne до лета 2022 года.
То же самое касается компаний, занимающих центральное место в путинской вертикали власти, таких как "Роснефть" и "Лукойл". Разумно ли позволять организациям, которые годами финансировали путинские войны и репрессии, безнаказанно действовать здесь?
В 2012 году международная нефтяная компания Equinor (бывшая Statoil) установила "стратегическое партнерство" с "Роснефтью", российской государственной нефтяной компанией, которой руководит близкий соратник Путина Игорь Сечин. Норвежское государство владеет контрольным пакетом акций Equinor.
Сильные позиции "Роснефти" в России основаны на приобретении активов ЮКОСа, который был крупнейшей нефтяной компанией России до того, как Путин посадил в тюрьму его владельца Михаила Ходорковского. В 2014 году Европейский суд по правам человека постановил, что поглощение ЮКОСа нарушило Европейскую конвенцию по правам человеканарушило Европейскую конвенцию по правам человека, и присудил истцам ЮКОСа рекордную компенсацию в размере 1,9 млрд евро (1,64 млрд фунтов стерлингов). Россия отказалась исполнять решение суда.
Стратегическое партнерство" между Equinor и "Роснефтью" продолжалось и после введения санкций против Сечина лично и российской нефтегазовой отрасли в целом в связи с оккупацией Крыма в 2014 году. Окончательно отношения были прекращены после широкомасштабного вторжения в феврале 2022 года.
В то время как Норвегия заявляет о своей заинтересованности в защите прав человека, борьбе с коррупцией и снижении глобального потепления, деятельность "Роснефти" показывает, что она заинтересована в прямо противоположном. Было ли разумно позволить Equinor сотрудничать с рукой Владимира Путина на нефтяных рынках?
После масштабного вторжения в феврале Фонд национального благосостояния Норвегии - более известный как Нефтяной фонд - заявил, что будет осуществлять дивестирование из России. На тот момент портфель нефтяного фонда в России стоил около 3 млрд. евро (2,6 млрд. фунтов стерлингов). Вероятно, фонду будет трудно вернуть свои инвестиции в Россию. Более тревожным, на наш взгляд, является тот факт, что фонд инвестировал в некоторые из самых известных компаний в России, такие как Сбербанк, Газпром и Сургутнефтегаз.
Эти компании близки к Кремлю. Они связаны с коррупцией и нарушением прав человека. Все они попали под санкции после 2014 года. Нефтяной фонд, который отвечает за инвестирование доходов от нефтегазовых ресурсов Норвегии, считается на международном уровне ответственным инвестором. В марте 2022 года, например, он исключил китайскую компанию по производству спортивной одежды Li Ning "из-за неприемлемого риска того, что компания способствует серьезным нарушениям прав человека в Синьцзяне". Фонд отказался от инвестиций в ряд других компаний по аналогичным причинам. Однако он решил инвестировать в российские компании, которые нарушают собственные этические стандарты фонда.
Очевидно, что мы не считаем разумным позволить Нефтяному фонду инвестировать в российские компании, которые являются неотъемлемой частью войны Кремля против либеральной демократии. Поддержка Норвегией прав человека в России постоянно подрывается ее готовностью вести бизнес с Кремлем. Сто лет назад Ленин якобы сказал, что "капиталисты продадут нам веревку, на которой мы их повесим". Путин мог бы сказать то же самое, и сегодня Украина расплачивается за это.
Мы считаем, что Европа позволила России скатиться к фашизму. Норвегия тоже сыграла в этом свою роль. Либеральные демократии устойчивы и сильны, потому что они способны противостоять болезненным проблемам и меняться. Поэтому мы надеемся и верим, что Европа и Норвегия смогут добиться большего в будущем.
Должна быть ответственность за преступления. Должна быть расплата за неудачную политику. И должны существовать соответствующие гарантии, чтобы государственные норвежские предприятия не инвестировали вопреки интересам прав человека, демократии и безопасности.