WSJ: события в Казахстане раскрыли Западу истинные намерения Путина.
The Wall Street Journal, СШАМосква — Отправка российских войск в Казахстан на помощь оказавшемуся в сложном положении его правительству стала четким сигналом Западу и другим постсоветскими республикам. Она показала, что российский президент Владимир Путин не потерпит угроз тому, что он считает незыблемой сферой российского влияния.
Рискованное предприятие в Казахстане, начатое по просьбе его руководителя, стало итогом почти 15-летнего российского интервенционизма. Россия вмешивалась в дела Грузии, Белоруссии, Украины и других стран, стараясь приблизить их к себе, поддерживая прокремлевских лидеров этих государств, играя роль регионального посредника, а также пытаясь ослабить тех, кто демонстрирует почтительное отношение к Западу.
Решимость Путина заново утвердить российскую гегемонию на постсоветском пространстве в основном зиждется на его уверенности в том, что распад СССР стал «крупной геополитической катастрофой».
Он видит взаимную выгоду в углублении интеграции между Россией и бывшими советскими республиками и полон решимости дать отпор поползновениям Организации Североатлантического договора, которая продвигается на восток, говорят аналитики. А еще ему очень хочется оставить после себя прочное наследие, когда на Россию будут смотреть как на сверхдержаву, которую надо бояться и уважать.
Попытки Путина утвердить влияние России по ее периметру привели к нынешнему противостоянию с Западом из-за Украины, которая граничит с Россией и стремится развивать военные и экономические связи с Западом, а также стала местом народных протестов против пророссийских руководителей.
Путин заявляет, что НАТО и США используют Украину для расширения своей военной активности и переноса ее к российской границе. Недавно он сосредоточил на российско-украинской границе 100-тысячную группировку российских войск. В понедельник состоится встреча российских и американских представителей, которые будут обсуждать требования Москвы о прекращении натовской экспансии в восточном направлении.
На этих переговорах Кремль может воспользоваться появившейся возможностью, чтобы представить казахстанский кризис и просьбу о помощи со стороны президента Касым-Жомарта Токаева как доказательство того, что Россия является защитницей порядка и стабильности в регионе.
Токаев обратился за военной помощью, чтобы подавить протесты, возникшие из-за повышения цен на топливо в Казахстане. Кремлевский руководитель отправил туда несколько тысяч военнослужащих.
«Путин придет на встречу и скажет: „Видите, именно поэтому мне нужно особое положение в региональной безопасности на постсоветском пространстве и в других частях нашего ближнего зарубежья. Ведь без меня такая ситуация быстро выйдет из-под контроля"», — заявил Максимилиан Хесс (Maximilian Hess), специализирующийся на Центральной Азии и работающий научным сотрудником Евразийской программы в американском аналитическом Институте внешнеполитических исследований (Foreign Policy Research Institute).
Официальные лица в Москве и сторонники Кремля утверждают, что Россия просто оказывает помощь «братской соседней стране», как выразилось Министерство иностранных дел, и что Россия хочет лишь помочь Казахстану восстановить мир законным путем и при помощи диалога, а не «посредством уличных бунтов и нарушений закона».
Серия кризисов, произошедших в последние годы у российских соседей, помешала попыткам Москвы более тесно интегрировать страны от Центральной Азии до Восточной Европы. Граждане некоторых бывших стран-сателлитов протестуют против застоя в экономике, отсутствия демократических свобод и коррупции в руководстве.
Кремль обеспокоенно наблюдает за усилением прозападных настроений в таких странах, как Украина, Грузия и Молдавия. Он осуществляет вмешательство, чтобы подавить инакомыслие и поддержать пророссийские силы.
В 2008 году российские войска вошли в Грузию, которая является стойкой союзницей США. Сделали они это после того, как Москва обвинила ее в агрессии против Южной Осетии, которая вышла из состава Грузии и занимает пророссийские позиции. Россия до сих пор держит там свои войска.
Этот шаг стал предвестником целого десятилетия российского авантюризма.
В 2014 году в результате восстания был свергнут протеже Путина на Украине. Кремль в ответ аннексировал Крымский полуостров и поддержал пророссийских сепаратистов в конфликте, который до сих пор продолжается на востоке Украины.
В соседней Белоруссии Кремль оказывает финансовую и военную помощь ее авторитарному руководителю Александру Лукашенко, который столкнулся с народными протестами. В качестве вознаграждения Москва в конце прошлого года получила договор о более тесном сближении двух стран в составе официального союза. Для Кремля это был важный шаг вперед в достижении заветной цели, которая состоит в усилении влияния на Белоруссию.
Политические беспорядки произошли в октябре 2020 года в Киргизии, за которую с момента обретения ею независимости в 1991 году ведут непрекращающуюся борьбу Москва, Пекин и Вашингтон. Тогда оппозиционные партии попытались отнять власть у пророссийского руководства, обвинив его в подтасовках на парламентских выборах. Политические волнения продолжались несколько месяцев, но в итоге в президентском кресле оказался человек, согласившийся поддерживать тесные связи с Россией.
В ноябре 2020 года при посредничестве Кремля было заключено мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном после конфликта из-за спорного Нагорного Карабаха. Благодаря этому Москва усилила свое влияние на обе страны.
Кремль держит свои войска в вышедшем из состава Молдавии Приднестровье. Официально этот район был частью Молдавии до 1992 года, когда между ними началась война в условиях вакуума власти, возникшего с распадом Советского Союза. Страх перед террористическими организациями Афганистана, которые могут проникнуть в Таджикистан и дестабилизировать все государства Центральной Азии, заставил Москву провести в прошлом году совместные военные учения на таджикско-афганской границе.
«Путину крайне важно обеспечить стабильность в ближнем зарубежье», — сказал Хесс.
Украина и Казахстан имеют для России особое историческое и стратегическое значение.
Путин неоднократно заявлял о необходимости перекройки границ Российской империи конца XIX века, которая включала в свой состав большую часть сегодняшнего Казахстана и Украины.
«Современная Украина — целиком и полностью детище советской эпохи, — написал Путин в своей июльской статье. — Мы знаем и помним, что в значительной степени она создавалась за счет исторической России».
Входя в состав Советского Союза, Украина обладала богатыми землями, где выращивалась значительная часть потребляемой в СССР сельскохозяйственной продукции.
Ее обширные равнины были также защитным буфером между европейскими странами и центральными районами России. Тесные исторические, культурные и языковые связи, появившиеся задолго до формирования Российской империи в XVIII веке, лежат в основе путинской уверенности в том, что Россия и Украина есть «две части одного и того же народа».
Он также издавна выражал сомнения в самостоятельности Казахстана, заявляя, что у казахов никогда не было государственности, и называя эту страну искусственным образованием, изобретенным Нурсултаном Назарбаевым, который возглавлял ее почти 30 лет до своего ухода в отставку в 2019 году с передачей власти преемнику Токаеву.
Но сегодняшний кризис в Казахстане дает возможность прочнее привязать к России этот важный регион, утверждают некоторые политологи.
Начавшиеся из-за повышения цен на топливо уличные демонстрации быстро переросли в требования политических и экономических перемен. Когда правительство страны в прошлую среду ушло в отставку, протесты не утихли. Их участники продолжали требовать отставки Токаева и вывода из игры Назарбаева, который даже после ухода с президентского поста пользуется в стране огромной властью.
По словам аналитиков, для Путина неприемлемы политические изменения, которые навязываются улицей, и он не мог допустить, чтобы такое инакомыслие вызрело прямо на пороге России.
«В целом он очень чувствительно относится к любым восстаниям людей против своих правителей, — сказал независимый московский политолог Аббас Галлямов. — Он боится, что это воодушевит российскую оппозицию».
Помогающие правительству Токаева войска под командованием России должны охранять важнейшие объекты, аэродромы и ключевую социальную инфраструктуру. Однако аналитики считают, что присутствие российских войск в Казахстане может создать определенные риски для руководства страны и для Токаева.
«Мы определенно оказались в трудном положении. Ведь если правительство Токаева сумеет восстановить стабильность, если оно останется у власти, оно будет вечно благодарно русским», — сказал Пол Стронски (Paul Stronski), который при президенте Бараке Обаме был директором по России и Центральной Азии в Совете национальной безопасности, а сейчас работает в Фонде Карнеги.
В пятницу госсекретарь США Энтони Блинкен рассказал на брифинге репортерам: «Один урок из новейшей истории состоит в том, что, когда русские находятся в вашем доме, иногда очень трудно заставить их уйти».
Такое заявление вызвало гневную реакцию со стороны руководства российского МИДа, которое в субботу назвало его хамским.
«Когда в твоем доме оказались американцы, бывает сложно остаться в живых, не быть ограбленным или изнасилованным», — отметил МИД в своем заявлении, размещенном в Telegram.
С участием Бретта Форреста (Brett Forrest)
Оригинал публикации: Russia’s Putin Seizes on Crises to Assert Control Over Former Soviet Republics