Турецкие войска в воскресенье вступили в курдский анклав Африн в Сирии, начав наземную операцию против поддерживаемых Америкой ополчений. Военное вмешательство может значительно усилить роль Турции как нового центра власти в регионе, хотя Эрдоган, приверженец силовой политики, идет на риск, пишут СМИ. Если Россия не сможет добиться масштабного политического решения, обострение ситуации не исключено по всему северу Сирии.
"Турецкие войска пересекли сирийскую границу и вступили в курдский анклав Африн в воскресенье утром, начав там наземную операцию против поддерживаемых Америкой ополчений. На фоне международной критики военных действий Турции появились первые сообщения о жертвах", - пишет The New York Times.
Турецкий премьер-министр Бинали Йылдырым заявил, что цель вооруженных сил Турции - создать зону безопасности, простирающуюся примерно на 18 миль в глубину территории Сирии. В эту область войдут города Африн с преимущественно курдским населением и намного более крупный Манбидж, а также десятки деревень.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поклялся искоренить "гнезда террористов" в этом курдском анклаве. Он напомнил, что в Турции находятся 3,5 млн сирийцев и заявил, что Турция хочет "отправить наших сирийских братьев назад, на их собственную землю, как можно скорее".
К анклаву стягиваются противоборствующие группировки: Свободная сирийская армия (FSA) готова поддержать Турцию, против нее выступают курдские боевики из поддерживаемых Америкой Сирийских демократических сил (SDF), говорится в статье.
Турецкие чиновники неоднократно критиковали США за их поддержку и вооружение Отрядов народной самообороны курдов (YPG), напоминает издание. Однако они дали четко понять в воскресенье, что не желают конфронтации с американскими войсками в Сирии.
Наступление турецких войск на сирийских курдов может привести к большому количеству жертв. Турция хочет расширить свое влияние - в том числе по отношению к США, считают журналисты Handelsblatt Озан Демиркан и Андре Баллен.
"О когда-то общей цели уничтожения "Исламского государства"* речь давно не идет. Речь идет о влиянии в регионе, который важен в геостратегическом плане и исключительно уязвим", - полагают авторы.
"До недавнего времени наступление турок в Сирии мало устраивало бы Москву. Однако в настоящее время у России связаны руки, альянс с Анкарой основывается на отказе Москвы дальше поддерживать курдов", - отмечают Демиркан и Баллен.
"То, что турецкие войска теперь имеют право вести наступление, говорит о явном стратегическом развороте России (...). В борьбе против ИГИЛ* курдские ополченцы стали желанными наземными войсками в дополнение к российским ударам с воздуха. Однако с момента сближения с Анкарой отношения с курдами снова охладели", - говорится в публикации.
Долгое время казалось, что курдские формирования смогут сумеют извлечь пользу из жестокого сирийского конфликта, получив большее влияние, большую автономию или даже собственное государство. Сейчас они стали игрушкой в борьбе за власть в регионе, пишут журналисты.
"Если Турция в итоге вытеснит ополченцев Отрядов народной самообороны (YPG), это будет ударом по американскому влиянию в пограничном между Турцией и Сирией районе. Вероятно, это обрадует Путина, который снова нашел общий язык с турецким президентом. В итоге военное вмешательство может значительно усилить роль Турции как нового центра власти в регионе. Рискованный расчет, но, вероятно, логичный, с точки зрения Эрдогана, придерживающегося силовой политики", - подытоживают журналисты.
Турецкая наземная операция направлена против сирийских курдов, которых поддерживают Соединенные Штаты. Это может привести к конфронтации между Москвой и Вашингтоном, пишет обозреватель Sueddeutsche Zeitung Пауль-Антон Крюгер.
Название наземной операции "Оливковая ветвь" автор считает циничным, ведь ее "целью является не мир, а еще большая жестокость в растерзанной гражданской войной Сирии".
"Борьба с террористами ИГИЛ* долгое время перекрывала все остальные конфликты как в Сирии, так и Ираке. Теперь же все встает с ног на голову: турки выступают против курдов, а русские, Иран, сирийский режим - против США. Кроме того, эта троица наносит в Идлибе удары по повстанцам, которых поддерживает Турция, - несмотря на то, что Тегеран, Анкара и Москва официально сотрудничают в Сирии. Такое ощущение, что здесь все сражаются против всех", - пишет журналист.
"Эрдоган называет YPG самой серьезной угрозой безопасности Турции в основном по внутриполитическим соображениям. Он оправдывает наземную операцию необходимостью самообороны. Не совсем убедительный аргумент, - комментирует Крюгер, - однако совсем притянутым за уши его не назовешь. Рабочая партия Курдистана (РПК) стоит за терактами в Турции, а YPG праздновала освобождение Ракки от ИГИЛ* с портретами лидера РПК Абдуллы Оджалана. При этом США, союзник Турции по НАТО, продолжает поддерживать YPG в Сирии".
Вашингтон считает курдские отряды самообороны единственными адекватным союзником, способным не допустить того, чтобы "Исламское государство"* на границах с Ираком снова подняло голову. Однако в перспективе США хотят иметь влияние на послевоенный порядок в Сирии и подавить влияние Ирана, говорится в статье.
"России на руку разногласия между союзниками по НАТО. Кремль поддерживает противоречивые отношения с курдами, то же самое можно сказать и о сирийском режиме. Вялые протесты Москвы и Дамаска против турецкого вторжения в Африн могут быть расценены как предостережение в адрес курдов: сотрудничество с США, как бы намекают они, имеет свою цену. Американцы, со своей стороны, заявляют, что Африн якобы лежит вне зоны их операции", - отмечает автор.
"Если Россия не сможет добиться масштабного политического решения, обострение ситуации не исключено по всему северу Сирии. Вполне вероятно, тогда дело дойдет до конфронтации между союзниками по НАТО или между американцами, русскими и иранцами", - рассуждает автор статьи. "Пока что нет никаких намеков на стратегию, которая привела бы к завершению войны, ни со стороны Москвы, ни со стороны Вашингтона. Проигравшими однозначно будут сирийские курды", - резюмирует Крюгер.
источник: inopressa.ru