Россия предлагает повстанцам Алеппо сдаться до пятницы. "Мы только начинаем прорыв осады", - отвечают те. Путин спешит "расставить флажки" в Сирии, пока внешнеполитическая активность США снижена. Жертвы и разрушения его не пугают, пишут СМИ, напоминая о Грозном. За Асада воюют исламистские организации, признанные террористическими в США и ЕС.
"Россия призвала повстанцев, сражающихся в Алеппо, сдаться до пятницы, предложив продлить мораторий на авиаудары, - сообщает корреспондент The Financial Times. - Москва, которая месяцами осуществляет бомбардировки в поддержку сирийского президента Башара Асада, сообщила повстанцам, что они могут уйти невредимыми и с оружием с 9:00 до 19:00 в пятницу по двум коридорам. Мирные жители, в том числе раненые горожане, смогут уйти по шести другим".
Повстанцы ответили, что вместо этого хотели бы провести переговоры об отступлении России.
"Если она [Москва] искренне говорит, что пытается принести мир, тогда она должна вести переговоры с повстанцами о своем отступлении с сирийского театра военных действий в порядке, позволяющем ей сохранить достоинство", - сказал Ясер Альюссеф "из могущественных бригад "Нур ад-Дин аз-Зинки".
"Мы не заинтересованы в одностороннем перемирии, объявленном Россией. Мы только начинаем наши операции по прорыву осады и уже добились серьезных успехов", - добавил Альюссеф.
"На Западе многие видят в объявленном режиме прекращения огня последнее предложение мирному населению и повстанцам покинуть Алеппо, прежде чем сирийская армия и российские ВКС нанесут по городу решающий удар", - пишет обозреватель Kurier Эльке Виндиш.
"Ожидается, что корабли авианосной группы ВМФ России прибудут к берегам Сирии 4 ноября. В этот день в России отмечается один из основных государственных праздников, - утверждает Виндиш. - В свое время советские генералы в канун подобных праздников были вынуждены без особой надобности отправлять по приказу Сталина солдат на штурм крепостей и нести тяжелые потери".
Как заявил в интервью "Радио Свободы" в Лондоне военный эксперт Игорь Сутягин ("личный враг Путина", по словам Виндиш), "Москва может интенсифицировать поддержку сил Асада с воздуха, но никакой полномасштабной операции на земле начинать не будет".
"Тем не менее, - пишет журналистка, - Россия не преминет воспользоваться сниженной политической активностью Вашингтона между президентскими выборами на будущей неделе и сменой хозяина Белого дома, чтобы решить максимальное число вопросов в Сирии в собственных интересах.
Москва осознает, что это повлечет за собой еще больше жертв как среди мирного населения, так и среди противников режима. Но Кремль не опасается противодействия: Запад не хочет дальнейшей эскалации напряженности, полагают эксперты.
Российский колумнист Михаил Ростовский говорит, что Москва своими авиаударами, как когда-то в Грозном, может вернуть Сирию "обратно в каменный век", передает Виндиш.
"Сирийская политика администрации Обамы провалилась под натиском жестокого наступления на Алеппо сил Асада и России", - пишет Стивен Хайдеманн (Центр ближневосточной политики, Brookings Institution) на страницах The New York Times.
Автор считает, что для продвижения политики США в Сирии необходимо выйти за рамки дискуссии о бесполетных зонах.
Дамаск и Россия утверждают, что режим Башара Асада представляет собой законное, суверенное правительство Сирии, пишет Хайдеманн. Прошло пять лет с тех пор, как Обама - вполне обоснованно - отказал Асаду в легитимности, но США и другие страны продолжают относиться к Асаду как к президенту Сирии. Автор призывает Вашингтон признать другое правительство в качестве законного представителя сирийского народа.
"Лучшим кандидатом на такое признание является малоизвестное Временное правительство Сирии (S.I.G)", - говорится в статье. S.I.G. находится в Сирии, на контролируемой оппозицией территории. Его глава - политически независимый кардиохирург по имени Джавад Абу Хатаб. Хайдеманн признает, что S.I.G. с трудом справляется с надлежащими правительству обязанностями и ему непросто добиться легитимности в глазах простых сирийцев, но пишет, что "доверие к нему увеличилось".
"Администрации США также следует переосмыслить применение авиации для достижения дипломатических целей", - продолжает автор. Тщательно выверенное использование военно-воздушных сил для конкретных целей несет в себе гораздо меньше рисков, чем создание постоянной бесполетной зоны.
Хайдеманн также предлагает провести в жизнь законопроект, подвергающий санкциям режим Асада и его сторонников, в том числе Россию.
Это конкретные, практические шаги с целью предоставить новой администрации средства, позволяющие вернуть себе влияние и активизировать дипломатические усилия по прекращению кровавой сирийской войны, заключает автор.
Мало кто знает, но "множество иностранных исламистских организаций, в том числе признанных террористическими в США и Европе, воюют на стороне сирийского президента Асада и его партнеров - России и Ирана", обращает внимание немецкий Bild.
Соответствующий список из 66 иностранных шиитских организаций был составлен и выложен в Twitter сирийскими активистами.
"Эти подразделения являются ядром каждого наступления Асада, в особенности после российской интервенции. И это не какие-то вспомогательные подразделения, которые помогают войскам Асада, а скорее сами - армия Асада", - рассказывает эксперт по Сирии Михаэль Хоровиц.
Самый большой контингент у иранского КСИР, в составе которого - афганская бригада "Фатимиюн" и более мелкая пакистанская "Занабию", говорит Хоровиц. Также за Асада воюет признанная в Европе террористической ливанская "Хизбалла".
Еще одной организацией, которая принимает завуалированное участие в войне в Сирии, является иракско-шиитская "Катаиб Хезболла". В США она считается террористической организацией, так как во время войны в Ираке в середине 2000-х, как говорит Хоровиц, убила сотни американских солдат.
Эмиль Симпсон, научный сотрудник Harward Society of Fellows, в статье для Foreign Policy, озаглавленной "Владимир Аравийский", рассматривает "одну из ключевых геополитических тенденций текущего года - возвращение России на Ближний Восток".
Путин "хочет оспорить концепцию мирового порядка во главе с США и поощрить возвращение к многополярному миру", но не хочет начинать широкую войну, нападая на восточноевропейские страны-члены НАТО. "Однако на Ближнем Востоке у Путина есть площадка для подрыва западного влияния и генерирования собственной власти без риска спровоцировать войну с Западом", - пишет автор.
В этом регионе Россия эксплуатирует противоречие между двумя позициями Запада - неприятием исламистов и неодобрением нарушений прав человека.
"Москва недвусмысленно поддерживает авторитарные режимы в Дамаске, Каире и Тобруке, позиционируя их как бастионы, преграждающие путь радикальному исламу", - говорится в статье.
В Сирии Запад не может объяснить, каким образом смещение режима Асада укрепит безопасность. Путин играет на этой загвоздке, безоговорочно поддерживая Асада. Запад вынужден ратовать за постепенную передачу власти в Сирии, "а это наращивает влияние России и Ирана", говорится в статье.
В Ливии США поддерживают одобренное ООН правительство национального согласия в Триполи, которое стремится объединить страну. Но опирающееся на Египет и ОАЭ "сепаратистское правительство в Тобруке", как называет его Симпсон, не согласилось на объединение. "Узрев шанс рассорить США с двумя традиционными союзниками (Египтом и ОАЭ), Россия направила оружие (вероятно, через Сербию и Белоруссию) силам генерала Халифы Хафтара, который поддерживает правительство в Тобруке", - утверждает автор. Запад, похоже, смирился, добавляет он.
Резкий переход к хорошим отношениям с Турцией тоже объясняется тем, что Путин почуял шанс ослабить НАТО. "Теперь Западу приходится разбираться с мудреной ситуацией: у президента одной из стран НАТО политико-философские взгляды ближе к воззрениям Путина, чем к демократическим ценностям, которые НАТО якобы защищает", - говорится в статье.
"Важно отметить роль обмана и блефа в российской стратегии, - подчеркивает Симпсон. - Это тоже способ генерировать власть из ничего, но такая власть предполагает двурушничество и в конечном итоге подрывает доверие к себе".
Урон, который Путин нанес российской экономике из-за разрыва с Западом, превысит ценность альянсов на Ближнем Востоке, не сомневается автор.
Но, возможно, Путина больше интересует генерирование власти в собственной стране? "Перманентный конфликт за границей, очевидно, подогревает народную поддержку в достаточной мере, чтобы Путин прочно сидел в Кремле", - подытоживает автор.
источник: inopressa.ru