Западная пресса комментирует состоявшуюся вчера в Санкт-Петербурге встречу между российским и турецким лидерами. Что это, тактический маневр или стратегическое партнерство? Западу не стоит бояться их сближения, которое демонстрирует лишь "видимость силы", уверены немецкие СМИ. Цель Эрдогана - "продать дружбу максимально дорого". Турция пытается сблизиться с Россией из соображений выгоды, а не идеологии, а с эгоистами, в отличие от фанатиков и идеологов, можно вести переговоры. "Ставить крест" на Эрдогане слишком рано, вторит британская пресса.
Российский президент использует общее с Турцией недоверие к Западу для ослабления НАТО, пишет Кристоф Мюнгер на страницах швейцарской газеты Tagesanzeiger. По мнению журналиста, "в последнее время Кремль не упускает ни одной возможности воспользоваться разногласиями внутри альянса".
"Российского и турецкого президентов, несмотря на массу имеющихся между ними разногласий, в том числе по Сирии, объединяет глубокое недоверие к западным ценностям вроде свободы и демократии, - рассказывает автор. - (...) Тем более, что в последнее время отношения Эрдогана с западными странами сильно ухудшились".
Звонок российского президента турецкому лидеру вскоре после путча журналист рассматривает как "пинок в сторону Запада и в особенности НАТО".
"Как бы то ни было, но Эрдоган нуждается в Америке и Европе, поскольку именно с Европой турки торгуют больше всего, и именно оттуда приходят три четверти необходимых ей иностранных инвестиций, даже несмотря на черноморский газопровод, который Турция собирается построить вместе с Россией", - заключает Мюнгер.
"Состоявшаяся во вторник встреча между российским президентом Владимиром Путиным и турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и примирение, проявлением которого она, вероятно, является, может в конце концов оказаться скорее тактическим маневром, чем стратегическим партнерством", - полагает вице-президент Международного научного центра им. Вудро Вильсона Аарон Дэвид Миллер в своей статье, опубликованной The Wall Street Journal.
"Путин всегда ищет возможностей для распространения российского влияния, особенно за счет США. Восстановление связей с Турцией после попытки переворота 15 июля дает ему шанс посеять в НАТО раскол, сыграть на подозрениях Эрдогана в адрес Вашингтона и построить свою сеть союзников, чтобы противопоставить ее США", - говорится в статье. "У российского и турецкого лидеров общий интерес - поддерживать антиамериканские настроения. Им нужны преимущества, которые дает это противостояние".
Автор видит происходящие в ближневосточных альянсах изменения, связанные со снижением активности Вашингтона в регионе. "Пока США идут прежним путем, несмотря на обвинения в отречении от своей лидерской роли, их союзники и противники пытаются как можно больше извлечь из текущего положения дел. Путин использует нежелание США глубоко вовлекаться в дела Сирии. Традиционные союзники, вроде Турции, используют США в своих целях, в качестве антагониста. Израиль и страны Персидского залива пытаются стать влиятельнее и защитить свои интересы, укрепляя связи друг с другом, - отмечает Миллер. - Сколько бы ни критиковали США за уход с мировой арены, более тихое поведение Вашингтона на Ближнем Востоке вынуждает региональные действующие силы предпринимать собственные шаги - и признавать, что Соединенные Штаты не являются ни единственным источником их проблем, ни избавителем от последних".
"Прагматическим" называет соглашение между турецким и российским лидерами французская Libération.
"Россия (...) продемонстрировала удивительную снисходительность к своему бывшему врагу. Всего два месяца назад российское телевидение резко осуждало "крестного отца терроризма", который ведет дела с группировкой "Исламское государство" (запрещена в РФ. - Прим. ред.). Встреча в Санкт-Петербурге закрепит "союз обиженных", по выражению российского журнала Slon", - пишет специальный корреспондент издания в Санкт-Петербурге Этьен Буше, указывая, что "контекст благоприятствует прагматическому соглашению этих двух стран, как географически, так и политически находящихся на периферии Европы".
Французский журналист цитирует мнение аналитика Владимира Фролова, который полагает, что "в переговорах с Эрдоганом Москва видит геополитические возможности как минимум по трем направлениям: в отношениях с Западом, на "сирийском фронте" и на евразийском векторе", а "Анкара намерена с не меньшей решительностью разыгрывать российскую карту в своих отношениях с ЕС и США".
Российский и турецкий президенты, уверен постоянный автор Tagesspiegel Кристоф фон Маршалл, действуют с позиции слабости. Западу не стоит бояться их сближения, которое демонстрирует лишь "видимость силы".
"Автократы, подобные Путину и Эрдогану, должны бояться лишиться возможностей сотрудничать с Западом. Как иначе они смогут модернизировать свое общество и экономику?" - рассуждает комментатор.
Путин, Эрдоган & Co то и дело провоцируют возможностью вступить в альтернативные союзы. Надежное партнерство из этого редко выходит - слишком очевидна разность интересов. Псевдоальянсы между Путиным и Эрдоганом не должны пугать Запад. "Они не являются причиной, по которой можно позволять давить на себя в моральном плане и игнорировать нарушение основных прав или поверить в нашептывания о том, что именно ошибки Запада привели к тем или иным действиям со стороны Путина или Эрдогана. Запад не настолько всесилен", - уверен фон Маршалл.
Обозреватель немецкого журнала Der Spiegel Штефан Кузмани тоже уверен, что Турция пытается сблизиться с Россией из соображений выгоды, а не идеологии, и потому это не столь опасно для Запада. Цель Эрдогана - "продать дружбу максимально дорого".
"Мнимая сердечность между Эрдоганом и Путиным успокаивает. Все дело в том, что гибкость обоих политиков дает основания полагать, что они не имеют никакой идеологии, если не считать постоянного желания собственной выгоды", - пишет журналист. "Конечно же, такая политика может показаться отвратительной, но, с другой стороны, она серьезно упрощает политические переговоры, ведь с эгоистами, в отличие от фанатиков и идеологов, можно вести переговоры", - считает автор.
"По этой причине реверанс Эрдогана в сторону Москвы - это прежде всего сигнал Западу. Мол, хотите, чтобы Эрдоган и дальше был вашим партнером и союзником? Тогда вам нужно предложить больше, чем предлагает Путин. Дружбу эрдогановской Турции можно получить, лишь заплатив большую цену", - подытоживает Кузмани.
"В отношениях Турции с Западом всегда были взлеты и падения, но сейчас существует риск длительного разрыва", - утверждает редакция Financial Times.
"Путин счастлив поддержать собрата - сильного лидера, столкнувшегося с критикой со стороны либеральных демократий. Он также ухватится за любую возможность вбить клин между Турцией и ее союзниками по НАТО. Это влечет непосредственную угрозу западной политике в Сирии", - полагает издание.
"Несмотря на тревогу и страх Запада в связи с движением Турции в сторону автократии, слишком рано ставить крест на Эрдогане", - полагают журналисты Financial Times, указывая, что его поездка в Москву - это признак его "подспудного прагматизма". "Турция не может позволить себе вступить в борьбу со всеми своими соседями", - говорится в публикации.
Издание подчеркивает, что ЕС и НАТО могут иметь больше рычагов воздействия, чем они думают. "ЕС и США не должны идти на уступки в делах с Турцией. Они должны осуждать все нарушения верховенства закона", - настаивает Financial Times. "Также они должны признать, с какими сложностями Турция сталкивается как дома, так и на границах".