Радикальная джихадистская группировка, называющая себя "Исламское государство" (признана террористической и запрещена во многих странах), испытывает на себе растущее военное давление в Сирии, Ираке и Ливии.
Она быстро теряет территорию и бойцов, а в целом ее потери выглядят как что-то, весьма похожее на стратегическое поражение.
Однако о конце группировки говорить пока рано.
Для ее существования необходима нестабильность. Продолжающийся хаос на Ближнем Востоке затрудняет борьбу с нею в традиционном военном смысле.
Более того, военные успехи противников ИГ чреваты усилением религиозных конфликтов, что будет играть на руку исламистам.
Утрата позиций
Наиболее очевидна утрата позиций ИГ в Ливии, где объединенные силы нового правительства национального единства ведут скоординированное наступление на оплот ИГ прибрежный город Сирт.
Присутствие ИГ в Ливии - явление относительно недавнее. В этой стране существует давно укоренившаяся клановая и племенная система, которая имеет гораздо более прочные позиции.
По американским оценкам, в Ливии остается около 5 тысяч сторонников ИГ. Они отступают под напором правительственных сил, которые недавно вошли в Сирт и овладели его портом.
Есть данные, что Ливия считалась членами руководства ИГ безопасным убежищем. Многие из них отправили туда свои семьи из Сирии, где ситуация осложняется с каждым днем.
Сообщается, что в военных действиях в Ливии принимают участие спецсилы западных стран, однако ливийцы играют в боях основную роль.
На севере Сирии положение сил, верных ИГ, также серьезно осложнилось.
Группировка "Сирийские демократические силы", пользующаяся поддержкой США, недавно перерезала пути снабжения, ведущие в город Манбидж, находящийся в руках исламистов.
Этот город, расположенный в 40 км от границы с Турцией, является стратегическим оплотом для ИГ и для его сторонников, прибывающих в Сирию.
Его падение приведет к изоляции "столицы" исламистов Ракки, которая будет отрезана от всех путей снабжения, ведущих в Турцию.
Одновременно предпринимаются попытки перерезать пути снабжения между Раккой и Мосулом на севере Ирака.
Тем временем сирийская армия при поддержке российской авиации развернула новое наступление в районе Алеппо.
Сирийская армия также захватила участок территории на севере страны, который простирается в западном направлении от перекрестка дорог в Итрии в сторону Ракки.
Представляется, что курдские и арабские силы, действующие при поддержке США и других западных стран, а также сирийская армия являются наиболее боеспособными в действиях против ИГ.
Другие, менее крупные и слабые группировки сумели достичь ограниченного успеха.
Однако нет никаких подтверждений практического сотрудничества между Вашингтоном и Москвой.
В Ираке обученные американцами силы безопасности при поддержке шиитских ополчений завершают операцию по окружению Фалуджи.
В самом городе остается немало мирных жителей, безопасность который под угрозой. Недавно сообщалось об открытии коридора для эвакуации населения из города.
Однако боевые возможности иракской армии остаются крайне ограниченными, и операция в Фалуджи может оказаться единственной, на которую она в настоящее время способна.
Американские эксперты выражают сомнения в ее способности взять гораздо более важный стратегический объект - город Мосул, который является оплотом ИГ в Ираке.
Иракская армия растянута на огромном пространстве и имеет очень слабое тыловое обеспечение.
Разделяй и властвуй
Однако не подлежит сомнению, что ИГ понесла ряд поражений, особенно после падения Рамади в Ираке и Пальмиры в Сирии.
Эти поражения показали, что репутация ИГ в качестве непобедимой силы не обоснована. Они могут привести к усилению разброда и шатаний в рядах ИГ и к сокращению притока иностранных добровольцев в ее ряды.
Но ИГ сохраняет возможности по нанесению ответных ударов.
Недавние взрывы смертников в Багдаде показывают, что исламисты по-прежнему сохраняют там свои позиции.
Кроме того, поражения исламистов-суннитов могут обострить межконфессиональные конфликты в этом регионе.
Недавнее наступление крупных сил курдов в направлении границы между Сирией и Турцией встревожило Анкару, которая ведет ожесточенную борьбу с повстанцами из РПК на северо-востоке страны.
Участие шиитских ополчений в окружении Фалуджи с ее суннитских населением вновь напомнило о существовании ожесточенного конфликта между суннитами и шиитами в Ираке.
Это еще раз свидетельствует о том, что ИГ может снова воспользоваться нестабильностью в регионе.
Ливия только начинает оправляться после свержения режима Каддафи и периода ожесточенного гражданского конфликта.
Сирия за пределами территорий, контролируемых Дамаском, представляет собой хаотическую картину борьбы различных группировок, многие из которых враждебны Западу в той же мере, в которой они враждебны режиму Ассада.
Что касается Ирака, правительство в Багдаде по-прежнему контролируется шиитами и явно не в состоянии предложить населению гарантии безопасности независимо от его религиозной принадлежности.
И сейчас, в то время, когда на Западе начинают торжествовать победу и говорить о послевоенном устройстве региона, важно помнить, что все те факторы, которые привели к появлению и укреплению "Исламского государства", остаются в силе.
Рано говорить о стратегическом поражении ИГ в ситуации, когда его идеи по-прежнему обладают способностью распространяться на огромные расстояния и вдохновлять людей на других континентах.
Джонатан Маркус