Корни терроризма следует искать в "цветных революциях", а противодействие им может быть одно - решительная и боеспособная армия, - такой вывод следует из двухдневных обсуждений на пятой Московской конференции по международной безопасности.
Этой генеральной линии, заявленной организаторами форума, оппонировать, собственно, было некому - в очередной раз московскую конференцию проигнорировали все страны Запада, а редкие официальные представители международных организаций от полемики воздержались.
Тем не менее, в приветственном слове министр обороны России Сергей Шойгу не преминул напомнить, что "предпринятые в период острой фазы кризиса на Украине попытки изолировать Россию провалились".
Организаторы форума сообщили, что в нем приняли участие более 500 гостей из 60 с лишним стран, представленных в том числе 20 министрами обороны.
В личном качестве
Московская конференция по международной безопасности была инициирована российскими властями пять лет назад в качестве альтернативы Мюнхенской конференции, проводящейся под эгидой стран НАТО.
В связи с началом украинского кризиса в 2014 году представители западных стран отказались от официального участия в московской конференции, которая, таким образом, обрела в глазах Москвы еще одну функцию - демонстрировать отсутствие международной изоляции России.
Военный эксперт Александр Гольц, приглашенный исследователь университета в Упсале, считает, что Россия создает лишь иллюзию отсутствия международной изоляции.
"Разумеется, никакого широкого представительства там не наличествует, и неслучайно на сайте конференции отсутствует список – там только список стран, но нет списка участников конференции. И понятно почему. Потому что западные военные эксперты, которые прибыли туда, - а всем интересно, конечно, послушать и Шойгу, и начальника генерального штаба Герасимова, при том, что - будем откровенны - Россия не балует внятным объяснением своих военных планов, - все эти люди прибыли в личном качестве. Они даже не представляют тех организаций, в которых работают", - подчеркивает эксперт.
По мнению Гольца, в общении с Москвой реально заинтересованы страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и этим объясняется их многочисленное и высокопоставленное присутствие на конференции.
Все 10 стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) были представлены министрами обороны, с которыми Сергей Шойгу встретился накануне конференции, а затем, как было объявлено, проводились многочисленные встречи в двустороннем формате.
"Действительно, обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе оставляет желать лучшего. Возрастает напряженность в отношениях Китая и других азиатских государств, и поэтому всем интересно, что будет говорить Москва, как она будет выстраивать свои отношения, с одной стороны, с этими азиатскими государствами, а с другой стороны, - со своим стратегическим партнером Китаем. Это все чрезвычайно интересно, и необходимость поговорить, а может быть - обсудить некие военные контракты. Это все вполне существует в повестке дня", - объясняет Александр Гольц.
Однако о результатах кулуарных переговоров Шойгу с его коллегами ничего не сообщается.
Ничего нового о Сирии
Тема нынешней конференции в Москве - "Терроризм как главная угроза международной стабильности".
Начальник российского Генштаба Валерий Герасимов прямо назвал одной из причин роста террористической угрозы "попытки перенести ценности западной демократии в страны с своим менталитетом, духовными ценностями и традициями", и привел в качестве примера Северную Африку и Ближний Восток.
По мнению Герасимова, ряд государств использует террористические организации, чтобы сокрушить, как он выразился, "пусть не демократичные, но устойчивые" государственные образования.
"События в Сирии, где процесс дестабилизации государства и свержения законно избранного правительства протекал по отработанным методикам, - наглядный тому пример. Сначала были организованы протестные выступления при активной информационной поддержке извне, затем начались вооруженные нападения на представителей органов государственной власти и силовых структур, далее - массированное наступление террористических формирований, поддерживаемых закулисными игроками", - рассказал начальник Генштаба.
Почти все российские спикеры на конференции так или иначе возвращались к теме военной помощи России Сирии, а в первый день даже было объявлено о расширенном выступлении Сергея Рудского, начальника главного оперативного управления Генштаба, который должен был представить обобщающий доклад о сирийской операции.
Однако Рудской оказался разочаровывающе лаконичен - он лишь фактически повторил все те же самые цифры, которые до этого уже озвучивал его шеф Сергей Шойгу: столько-то боевых вылетов, столько уничтожено объектов террористов, освобождено 500 населенных пунктов, разминирована древняя Пальмира.
У аудитории даже не возникло никаких уточняющих вопросов к генералу.
"Государство-террорист"
Да и в целом панельные обсуждения, заявленные в программе конференции как "дискуссии", на дискуссии были совсем не похожи. Каждый из выступающих лишь оглашал свой короткий доклад по теме, не вступая в полемику с остальными участниками.
Поэтому, например, министр обороны Ирана Хосейн Дехган мог без каких-либо возражений несколько раз в своем выступлении возвращаться к угрозе "фальшивого сионистского режима" (в лице Израиля), а его коллега из Пакистана Хаваджа Мухаммад Асиф рассуждал об угрозе со стороны Индии.
Апофеозом отсутствия не то, что обсуждения, а даже какого бы то ни было контакта между спикерами стало заседание секции под названием "Ближневосточный узел противоречий".
Ее модератор Семен Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, в какой-то момент, видимо, решил оживить обсуждение и выступил с длинной тирадой, в которой напрямую назвал Турцию "государством-террористом", где, по его словам, "убивают людей" и "отрезают головы".
"И оно - член международных организаций, как и те, кто здесь представлен. [...] Главный террорист – это Турция. И то, что она является союзником Соединенных Штатов Америки, ни у кого не вызывает сомнений", - эмоционально говорил ведущий, пока находившиеся на сцене представители ООН и Красного Креста с недоумением переглядывались между собой.
После своей речи Багдасаров передал слово исполнительному директору Конттеррористического комитета Совбеза ООН Жану-Полю Лаборду.
Лаборд подчеркнуто не стал комментировать или продолжать тему Турции и выступил с речью строго по теме, с которой он приехал на конференцию, - о важности и необходимости координации действий на уровне Совета Безопасности ООН.
После заседания секции Жан-Поль Лаборд в интервью Би-би-си подтвердил, что не намерен обсуждать выступления других участников конференции.
"Я не могу это комментировать. Я был приглашен на конференцию, и я хочу подчеркнуть одну вещь – необходимость Совета Безопасности ООН. Что бы тут ни заявлялось, мое дело – высказать мою точку зрения", - заявил помощник генсека ООН.
Недемократично, но действенно
Александр Гольц, следивший за конференцией по видеотрансляции, полагает, что если на конференции и велись какие-либо споры - то исключительно кулуарно и за закрытыми дверями. По его словам, публичная часть конференции не дала никакой пищи для анализа.
"Надо сказать, что в истории этих конференций бывали случаи, когда представители российских вооруженных сил говорили куда больше, чем обычно. Достаточно вспомнить конференцию, главной темой которой была противоракетная оборона – когда россияне вдруг выкатили слайды, на которых показаны наши удары российских ракет по Лос-Анджелесу и Вашингтону. Это было тогда сенсацией", - напоминает эксперт.
А в 2014 году российские военные выдвинули тезис о том, что "цветные революции" являются новой формой ведения военных действий.
"Это было очень далеко идущее заявление, потому что если цветные революции, народные восстания представляют собой форму военных действий врага, то стало быть надо готовить набор средств противодействия. Это был прямой путь к использованию войск внутри страны", - говорит Гольц.
На нынешней конференции вопрос о "цветных революциях" впервые стал официальной частью дискуссии, причем само название этой секции - "Цветные революции и региональная безопасность. Роль военных в обеспечении стабильности государства" - ясно давало понять, что обсуждение пойдет в русле понимания вопроса российскими военными.
Первым из выступавших и был представитель российского Генштаба - генерал-майор Сергей Афанасьев, который представил подробный доклад о том, как "цветные революции" становятся источником терроризма.
Его точку зрения подкрепил замминистра обороны Египта Мохамед Абдельфаттах Эль-Кешки, который назвал "арабскую весну" "мрачной песчаной бурей", а свое выступление закончил откровенно агитационным видеороликом о том, как армия и лично генерал Сиси (ныне президент Египта) спасли страну от радикальных исламистов.
Наконец, Евгений Сатановский, президент института Ближнего Востока, напрямую сформулировал то, на что российские военные в официальных выступлениях лишь намекали: пусть это и недемократично, но если армия и правящая верхушка готова защищать себя и страну, значит, никакие революционные события там не происходят.
"В Сирии понадобилась помощь и Ирана, и российской группировки ВКС, но мирными уговорами здесь ничего не получается. Можно вспоминать фразу, что злоупотребления вызывают революцию. Но последствия любой революции значительно хуже последствий любых злоупотреблений", - резюмировал Евгений Сатановский под аплодисменты забитого под завязку зала - так называемая дискуссия о "цветных революциях" несомненно стала самым главным событием московского форума.
Виктор Нехезин