РБК: огнестрельные поправки
Национальная гвардия должна получить право стрелять по толпе, а ее сотрудники не могут нести ответственность за причиненный вред, говорится в заключении думского комитета по обороне по поводу законопроекта о нацгвардии, рассказывает газета РБК.
Ограничение на применение оружия при большом скоплении граждан нуждается в исключениях, сочли депутаты. Во внесенном президентом законопроекте написано, что нацгвардии "запрещается применять огнестрельное оружие... при большом скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица".
Отменить этот запрет нужно в случае теракта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками нацгвардии, на военные городки гвардии, говорится в заключении. "Полагаем, что в этих случаях риск причинения вреда случайным лицам будет обоснованным", - пишут депутаты в заключении.
"Ранее подобные положения о применении оружия и ответственности за нанесение ущерба были четко прописаны в инструкциях ФСБ", - рассказал РБК бывший начальник управления ФСБ по борьбе с международным терроризмом Юрий Сапунов. По его словам, любое применение огнестрельного оружия предполагает большое количество прописанных ограничений даже в том случае, если предлагаемые комитетом поправки будут приняты.
"Ведомости": ГУЛАГ на каждой стройке?
"Ведомости" комментируют инициативу Госсовета Республики Коми, который предложил заменить часть трудовых мигрантов заключенными, организовав для этого филиалы колоний на крупных стройках и предприятиях.
"Логика депутатов из региона, который был важной частью ГУЛАГа, вполне понятна, - пишет газета. - Но такая логика характерна и для всей страны, которая является одним из лидеров в мире по числу заключенных".
Авторы подобных инициатив предлагают бизнесу снизить издержки, заменив при этом одну категорию низкооплачиваемых работников на другую, рассуждает издание, но при этом отмечает, что заместить полностью не удастся: в колониях и колониях-поселениях отбывает наказание 558 297 человек, далеко не всех можно вывести на работу. Это на порядок меньше, чем в России работает гастарбайтеров.
"Но важно не только это. Когда предприниматель нанимает мигрантов, пусть и на полулегальных и полурабских условиях, действуют рыночные механизмы, и сам работник заинтересован в результатах своей работы. Иное дело – заключенные. Непонятно, кто и как будет контролировать качество работы", - приводит газета мнение Павла Травкина из Лаборатории изучения рынка труда НИУ-ВШЭ.
"Коммерсант": "Хранить нужно только молчание"
Совет по правам человека (СПЧ) раскритиковал антитеррористический пакет законопроектов, обязывающий операторов связи три года хранить записи звонков и переписку граждан. Как пишет газета "Коммерсант", согласно проекту закона, операторов предлагается обязать предоставлять эту информацию госорганам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности. Сейчас хранится только информация о фактах совершения звонка, передачи сообщения и интернет-соединения, но не их содержание.
В СПЧ считают инициативу необоснованной. Предложенные депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым изменения касаются "не только противодействия терроризму и экстремизму, но и расследования любых других преступлений, и представляют собой беспрецедентное покушение на неприкосновенность личной жизни граждан", уверены правозащитники.
Кроме того, в отзыве говорится, что накопление и хранение огромных массивов информации о каждом случае коммуникации в течение трех лет означает, что они не смогут быть надежно защищены от похищения разного рода злоумышленниками. "Как мы не раз убеждались, этот риск существует даже в работе наиболее ответственных организаций", - отмечают в СПЧ.
"Коммерсант" отмечает, что крупнейшие операторы связи ранее так же выступили против поправок. В МТС отмечают, что затраты на организацию хранения сведений в течение трех лет без учета операционных расходов многократно превысят годовую выручку компании. Это же говорят и представители "Мегафона" и "Вымпелкома".
"Коммерсант": из МВД в омбудсмены
Еще одни материал в "Коммерсанте" посвящен реакции правозащитников на выборы омбудсмена. Дело в том, что в пятницу Госдума рассмотрит вопрос о назначении уполномоченного по правам человека в России. Ранее большинство внутрифракционных групп "Единой России" в Госдуме поддержали кандидатуру члена "Справедливой России", генерал-майора МВД Татьяны Москальковой. Правозащитники же опасаются прихода на пост омбудсмена человека без опыта работы, а в возложении на Москалькову обязанностей по контролю органов правопорядка видят конфликт интересов.
"В отличие от Михаила Федотова и предыдущих омбудсменов - Владимира Лукина и Эллы Памфиловой, Татьяна Москалькова - не наш человек во власти, - говорит глава движения "За права человека" Лев Пономарев. - Это человек, который предлагал переименовать МВД в ВЧК [Всероссийская чрезвычайная комиссия во главе с Феликсом Дзержинским была главным органом по борьбе с контрреволюцией и саботажем]. С таким бэкграундом я не представляю, как с ней общаться".
Председатель правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов полагает, что омбудсменом должен быть человек, "абсолютно независимый от тех, кого ему предстоит контролировать". Генерал-майор МВД на новой службе "должна будет заниматься в том числе вопросами, связанными с применением сотрудниками органов правопорядка недозволенных методов", говорит член совета "Мемориала" Олег Орлов: "Здесь неизбежно будет возникать конфликт интересов".
Кроме того, "будучи депутатом, она голосовала за целый ряд законов, которые грубейшим образом нарушают права человека: закон Димы Яковлева, закон об иностранных агентах", напомнил правозащитник. "Как она будет выходить из этой коллизии, я тоже не понимаю", - добавил он.