Попытки России заключить соглашение в Дохе с целью сокращения добычи нефти и стабилизации цен не увенчались успехом. Примирить региональных врагов - Иран и Саудовскую Аравию - не удалось. Как сообщают СМИ, переговоры были внезапно сорваны вмешательством принца Мохаммеда бен Салмана, оттеснившего на второй план саудовского министра нефти. "Режим Саудовской Аравии сделался крайне непредсказуемым", - делают вывод эксперты, предсказывая новые неприятности для мировых нефтепроизводителей, однако надеясь на сокращение добычи в будущем. Итальянское издание вспомнило о крепких связях саудитов с ваххабитами и спонсорстве ИГИЛ.
"Россия, занимающая третье место по добыче нефти в мире, терпит неудачу в Дохе" - сообщает в заголовке французская Le Figaro. Россия приехала в Доху, преисполненная энтузиазма, а уехала, потерпев поражение: в понедельник цены на нефть рухнули, увлекая за собой курс национальной валюты. Однако в конечном итоге рубль смог стабилизироваться, а российские власти сразу постарались минимизировать значимость поражения в Дохе, отмечает корреспондент Пьер Авриль.
"Одно можно сказать с уверенностью: этот эпизод не пойдет на пользу политическому престижу России, - констатирует журналист. - Не будучи членом ОПЕК, страна приложила все усилия, чтобы заключить соглашение, призванное поддержать цены как из дипломатических, так и из экономических соображений". Причем, как подчеркивает издание, вопреки мнению собственных энергетических компаний, который хотели бы продолжать добычу для сохранения своей доли на рынке.
"Кремль (...) надеялся, что сможет примирить Иран, категорически отказывающийся замораживать добычу, с его региональным врагом, Саудовской Аравией", - пишет газета. Однако "в последний момент Эр-Рияд настоял на том, чтобы в Дохе присутствовал Иран, и тем самым ускорил провал конференции".
На фоне срыва переговоров в Дохе принц Мохаммед бен Салман показал себя как непредсказуемый новый "голос" курса Саудовской Аравии в энергетической сфере, отмечают журналисты Financial TimesАнджли Раваль, Дэвид Шеппард и Нил Юм.
По словам источников, за несколько часов до начала переговоров принц Мохаммед позвонил делегатам Саудовской Аравии и велел им возвращаться домой. После этого переговоры были обречены. По-видимому, министр нефти Али аль-Наими, настроенный на компромисс, теперь оттеснен на второй план.
По словам Шона Эверса (Gulf Intelligence), теперь нефтяная политика Эр-Рияда прочно сосредоточена в руках принца Мохаммеда, заместителя кронпринца и сына нового короля. Под его руководством нефтяная политика Саудовской Аравии предопределяется не столько ценами на нефть, сколько глобальной политикой, особенно яростным соперничеством Эр-Рияда с Тегераном. Аналитики говорят, что для Саудовской Аравии нефть сделалась оружием на ее "войне чужими руками" с Ираном".
Многие опасаются, что теперь, когда ситуация вроде бы двинулась к равновесию спроса и предложения, принц Мохаммед попытается придать новый размах усилиям Саудовской Аравии, направленным на сохранение доли на нефтяном рынке.
"Один из главных выводов из переговоров в Дохе: режим Саудовской Аравии сделался крайне непредсказуемым", - заключил Оливье Жакоб (Petromatrix).
"Саудиты смешивают политику с нефтяной стратегией" - утверждает и американская The Wall Street Journal.
"Решение Саудовской Аравии на прошлых выходных отказаться от заморозки добычи нефти без участия Ирана свидетельствует о повышении готовности в королевстве смешивать политику и нефтяную стратегию на фоне напряженности в отношениях с Тегераном и Вашингтоном", - пишут журналисты Билл Спиндл и Саммер Сэд.
"Вмешательство заместителя кронпринца Мохаммеда бен Салмана в переговоры стран-производителей нефти в Дохе рассматривается аналитиками как на удивление открытая демонстрация влияния на нефтяную политику, которая рискует быть расцененной как политический выпад против Ирана", - говорится в статье.
"Эр-Рияд ищет новых подтверждений того, что США не отказались от своих верных союзников в Персидском заливе в пользу Ирана. Обама заявил о том, что Саудовская Аравия и Иран должны уменьшить долговременную напряженность между двумя странами, чтобы способствовать снижению нестабильности на Ближнем Востоке", - говорится в статье. "Однако решение королевства вместо этого действовать самостоятельно в отношении стратегии добычи нефти подчеркивает, что его соперничество с Ираном обострилось", - отмечает издание.
"Признаки напряженности в королевстве и готовность политизировать добычу нефти, неясные сигналы и радикальная смена курса действительно влияют на ситуацию", - считает Антуан Халфф, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета (Columbia University's Center on Global Energy Policy).
Для нефтепроизводителей во всем мире срыв возможности сократить добычу сырья означает новые неприятности, отмечают авторы. "Но это также значит, что со временем нефти станет меньше, поскольку низкие цены сделают более необходимым приостановку бурения скважин и инвестиций, как считают аналитики. Уровень добычи уже снижается в Северном море, Латинской Америке и США", - говорится в статье.
На фоне обострения и без того напряженной ситуации на Ближнем Востоке итальянская газета Il Giornaleпредлагает вспомнить о тесных исторических и религиозных связях между Раккой - нынешней столицей ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.) - и Эр-Риядом.
По мнению журналиста Фабрицио Чианнамеа, не удивляет тот факт, что Саудовская Аравия является ведущим финансистом ИГИЛ. Между Эр-Риядом и Раккой существует глубокая религиозная связь, возникшая в XVIII веке. Не стоит забывать, что политическая власть дома Саудов в Аравии основывается на договоре, который в 1744 году заключили эмир Мухаммад ибн Сауд и Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, основатель ваххабизма. В соответствии с этим договором, сторонники Ваххаба поддержат приход к власти Саудов в обмен на распространение и защиту ваххабитской доктрины, отмечает автор статьи.