Две тысячи человек, по данным ГУ МВД, вышли на митинг памяти Бориса Немцова в Петербурге. Организаторы акции в лице сопредседателя местного отделения "Парнас" Андрея Пивоварова заявляют о трех тысячах собравшихся.
Горожане пришли не только на согласованный митинг на Марсовом поле, но и на не разрешенную властями "прогулку" к ближайшей станции метро Горьковская. А оттуда уже все вместе по Троицкому мосту направились на другой берег Невы. Люди не нарушали движения в центре города, только редкие фотографы выходили на проезжую часть и шли вдоль обочины.
То ли им, то ли в поддержку шествующих время от времени сигналили проезжающие машины. Полиция в происходящее не вмешивалась. Человеческий поток растянулся почти на километр: когда первые "гуляющие" уже дошли до Марсового поля, конец вереницы еще только всходил на Троицкий мост. Люди шли вплотную друг к другу.
"Хуже и страшнее"
На Марсовом поле высилась сцена с большим черно-белым портретом Бориса Немцова и его цитатой: "Я счастлив, что могу говорить правду, быть самим собой и не пресмыкаться перед жалкими, вороватыми властями. Свобода стоит дорого". Вскоре черное покрытие трибуны усеяли букеты цветов в память о политике. Над головами собравшихся реяли флаги России, Украины, Литвы, Евросоюза и партии "Яблоко". Многие пришли с портретами Бориса Немцова, некоторые прикрепили к груди значки с надписью "Немцов мост".
Митинг начали с минуты молчания.
Первым выступил депутат Законодательного собрания Петербурга Максим Резник: "Подводя итоги двух сроков президентства Владимира Путина, Немцов в 2008 году сказал: "Жить стало лучше, но противнее". Сегодня 2016 год, прошел год после гибели Бориса, и должен сказать, что жить стало хуже и страшнее".
Политик добавил, что сегодняшнее участие людей в этой акции - не только дань памяти Борису Немцову: "Нам самим сегодня это нужно гораздо больше, чтобы испытывать чувство самоуважения. Чтобы знать и помнить о том, что лицом России является не "академик" трех классов образования в удобных тренировочных штанах с голым пузом и автоматом. А гордостью России был и остается Борис Немцов".
- Марш Немцова в Москве: с памятью, злостью и без особых надежд
- Россияне вышли на улицы в годовщину убийства Немцова
- Марш памяти Немцова в Москве: "люди не запуганы"
Впервые для петербургских митингов такого масштаба часто звучало имя Рамзана Кадырова: выступающие возмущались поведением президента Чечни, говоря о наглости и безнаказанности его заявлений, а некоторые из пришедших на митинг горожан держали плакаты: "Путин, Кадыров, вон!", "Кадыров, всех не перестреляешь", "Нет халифату!"
Люди также призывали сограждан "очнуться", "выключить телевизор" и "бороться", скандировали "Долой Путина!"
Безусловно, большинство плакатов было посвящено Борису Немцову: "Борис, как нам Вас не хватает!", "Борис жив, его убийцы - мертвы!", "Государственный террор - это убийство Немцова".
Как обычно, с новым художественным плакатом вышла на митинг известная в политической среде художник Елена Осипова. Рядом с надписью "Убивают правду, тех, кто против войны" она изобразила лица Бориса Немцова и Анны Политковской.
Среди тех, кто выступал с трибуны - соратники и друзья Бориса Немцова, в частности, сопредседатель петербургского отделения "Парнас" Андрей Пивоваров.
"Год назад мы с вами думали, что есть шанс, что в России существует правосудие. Мы рассчитывали, что следствие взяло хороший темп, и не только стрелочники, но и организаторы этого преступления будут наказаны. Но все, что мы сегодня видим, это суд над мелкими исполнителями. Конечно, мы хотели другого. Мы понимаем, что те люди, которые организовали убийство, - враги всех свободных людей, нас с вами, тех, кто хотел для нашей страны процветания, свободы, кто хотят, чтобы наша страна была по-настоящему сильной", - сказал политик, подчеркнув, что не призывает к насильственным действиям.
"Наша власть хочет нас разделить, она хочет, чтобы мы убивали друг друга, ненавидели друг друга. Но мы не хотим этого. Мы не хотим революции, не хотим розни, не хотим агрессии. Наша цель - чтобы в России проходили свободные честные выборы, чтобы в России была свободная журналистика, честное судопроизводство".
"Нам нужно сплотиться"
Несмотря на то, что число пришедших на митинг было велико, в толпе можно было встретить множество уже знакомых лиц. Здесь были ученые из Российского института истории искусств, в свое время на таких митингах и в судах отстоявшие сохранение своего научного учреждения; активисты ЛГБТ-сообщества, пришедшие отдать дань памяти Борису Немцову как политику, открыто выступавшему против гомофобии; дальнобойщики, ради митинга на время покинувшие свой протестный лагерь в Кудрово.
Один из них, Юрий Бубнов, выступил с трибуны, призывая "прийти на выборы и своим голосом заставлять изменяться порочную систему в нашей стране".
"Мы все видим, что власть уже начала предпринимать шаги против нас, - сказал он. - Это новые правила аккредитации журналистов, это недопущение наблюдателей на выборы, это недопущение отдельных кандидатов, но нам нужно сплотиться, объединиться и идти до конца, не сдаваясь ни под каким натиском".
Люди скандировали: "Не забудем, не простим - на выборах отомстим!"
Юрий уже во второй раз выступает с трибуны на митингах. После первого выступления его вызывали в центр "Э", как он сам пояснил, "познакомиться". Интересовались, правда ли он дальнобойщик, советовали не увлекаться протестной активностью.
Поддержать Юрия и напомнить о необходимости отмены "Платона" пришли его коллеги. Один из них, Алексей Радьков, рассказал, что ранее не интересовался протестными акциями, но последние три месяца стал следить за политикой и издаваемыми законами, и его это увлекло. С удивлением для себя он открыл, что на акции протеста сейчас выходят даже глухонемые - они уверены, что их интересы власть также не соблюдает.
На митинге также выступал активист Александр Расторгуев, который предположил, что именем Немцова со временем начнут называть поселки и улицы, а в могилы его убийц будут воткнуты осиновые колья. Он сказал, что представители власти "стараются издать как можно больше запретительных законов, потому что им страшно", напомнил об убийствах Анны Политковской и Галины Старовойтовой, содержании в тюрьме Ильдара Дадина и узников 6 мая.
Одним из последних выступавших на митинге был Сергей Гуляев, который не стал стесняться в формулировках - возложил всю ответственность на президента России и, как он выразился, "выкормленную им гэбню".
"Мы до сих пор не знаем, кто убийца Немцова, - начал он. - Может быть, это те люди, которые борются с его мемориалом - они не могут спокойно ездить по мосту, названному в его честь. Это люди, которые руководят страной. [...] Мы не забудем и не простим. Россия будет свободной. Это наша страна".
Акция завершилась без задержаний.
Алина Циопа