Марина Литвиненко живо помнит последние минуты, которые провела с мужем, пишет Independent. "Он только что умер после многодневной мучительной агонии, вызванной радиационным отравлением, и врачи спросили, хочет ли она увидеть его в последний раз", - повествует журналист Ким Сенгупта.
"Когда мы вошли в его палату, все было иначе. Нам не требовались защитные перчатки, - вспоминает она. - Я могла его поцеловать. На сей раз никто не говорил, что это опасно, никто не приказывал мне этого не делать".
Марина вспоминает: "В тот момент не было известно, что он умер от полония. Это стало известно спустя несколько часов. Но я ни капли не жалею о времени, проведенном вместе, о том, что я смогла снова прикоснуться к нему. Я всегда буду хранить это воспоминание. Оно просто укрепляет во мне решимость попытаться добиться справедливости".
Газета комментирует: спустя почти 10 лет убийство Александра Литвиненко официально остается нераскрытым. "Но эта смертельная атака, которую адвокаты его жены характеризуют как акт "терроризма, спонсируемого государством", создавший риск для жизни тысяч человек, сделалась объектом жестких обвинений и контробвинений".
На этой неделе в британском парламенте будет представлено заключение коронерского дознания под руководством сэра Роберта Оуэна. "В центре дознания стоит утверждение, разжигающее страсти, - заявление, что Литвиненко был убит по приказу российского президента Владимира Путина", - говорится в статье.
Для Марины Литвиненко заключение дознания станет результатом неустанной кампании, пишет автор.
"Возможно, это можно было сделать 5, а не 10 лет назад. Но со временем правда всплыла в большей мере. То, что раньше было засекречено, теперь открылось. Сэр Роберт Оуэн был очень справедлив, очень дотошен. Он помог нам добыть массу информации. Я соглашусь с тем, что он скажет", - сказала г-жа Литвиненко в интервью.
"Скотланд-Ярд назвал подозреваемыми в убийстве двух человек - Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна", - напоминает издание.
Со своей стороны, "российское правительство уверяет, что ничто до, во время или после дознания Оуэна не доказало, что оно отдало приказ об убийстве Литвиненко, а также что ровно никаких доказательств не было представлено в пользу того, что ответственность нес президент Путин или кто-либо из лиц, близких к нему. В Москве официальные лица утверждают, что Литвиненко был причастен к нелегальной торговле полонием и отравился сам", говорится в статье. Луговой и Ковтун заявляют, что совершенно непричастны к его смерти.
"Г-жа Литвиненко уверена, что Москва скрывает важнейшую информацию", - пишет газета. "И у Лугового, и у Ковтуна было предостаточно возможностей для представления своих аргументов. Постыдно, что не было шанса их допросить. Их можно было бы допросить о следующем: сделали ли они это? Сделали ли они это сами по себе? Кто послал их это сделать? Как они раздобыли этот полоний? Почему для совершения убийства в Британии было применено оружие массового поражения?" - говорит г-жа Литвиненко.
Газета замечает: хотя предполагаемые основные подозреваемые недосягаемы для британского правосудия, если Оуэн сделает вывод, что Кремль причастен к убийству, это обернется серьезными политико-дипломатическими последствиями.
Каких действий ожидает г-жа Литвиненко от британского правительства? "Сейчас слишком рано чего-то ждать; мы не знаем, что скажет сэр Роберт. Но даже если Лугового и Ковтуна невозможно экстрадировать, какие отношения может иметь эта страна с людьми, которые могли организовать подобный терроризм в британской столице? Должны быть тревоги по поводу того, что происходит в России и как оно сказывается на других странах", - ответила она.
"Г-жа Литвиненко сказала, что испытывает отчаяние в связи с тем, что в России любого, кто критикует государство, теперь считают врагом народа", - говорится в статье.
80-летняя мать г-жи Литвиненко живет в Москве, последний раз они виделись три года назад в Киеве. Г-жа Литвиненко сказала, что думает о поездке в Россию. "Мои друзья говорят: "С тобой все будет в порядке, ты теперь слишком заметная фигура, чтобы они что-то сделали". Но я думаю о том, что случилось с гораздо более заметными людьми, чем я, и гадаю. Я приму решение после публикации заключения. Мне придется подумать о моей семье", - отметила она.
Источник: inopressa.ru