Российская экономика находится на дне. Но сейчас в страну вновь потекли деньги из-за границы, и государство надеется, что ситуация начнет меняться к лучшему. Но для этого, как пишет журналист немецкой газеты Die Welt Эдуард Штайнер, "не выполнено одно важное условие".
Издание пишет, что образцовой российской компании и крупнейшему производителю никеля и палладия "Норильский Никель" удалось разместить семилетние международные еврооблигации на сумму в 1 млрд долларов, а сразу после этого на рынок капитала вернулась и крупнейшая компания по добыче газа "Газпром", собравшая благодаря трехлетним облигациям 900 млн евро. "Лед, кажется, тронулся", - говорится в материале.
"Чисто экономически все это не должно очень сильно удивлять", - комментирует автор. Обе компании, как говорится далее, не были напрямую затронуты санкциями, а лишь пострадали от всеобщего ограничения доступа к западным капиталам. Как и их иностранные конкуренты, они пострадали и от падения цен на сырье. "Но в отличие от них, они выиграли от падения рубля, поскольку они получают прибыль в долларах и евро, а издержки по добыче внутри страны оплачиваются в рублях, вследствие чего серьезно подешевело финансирование". Согласно отчету аналитиков "Сбербанк СИБ", до конца года может состояться еще несколько размещений на сумму в 2-3 млрд долларов. "Этих размещений ждали как сигнала, что инвесторы готовы покупать российские бумаги", - заявила председатель правления банка UBS в России Елена Титова.
Итог: на рынке капитала царит облегчение. Западные аналитики заявили новостному агентству Bloomberg, что "их надежда на то, что в не столь отдаленной перспективе Запад все же ослабит санкции, постепенно превращается в убеждение". Тем более, что признаки этого множатся, отмечает издание. Это, к примеру, подтверждается сделанными в подобном ключе высказываниями преимущественно ведущих немецких политиков. "Да и европейский консенсус по поводу продления санкций уже однозначно слабее, нежели он был еще 15-16 месяцев назад", - подчеркивает эксперт по Восточной Европе Университета Инсбрука Герхард Манготт, напоминая, что уже в конце января ЕС будет принимать очередное решение по санкциям.
"Настоящей сенсацией в России стала еще одна новость из мира капитала", - продолжает Штюрмер, обращая внимание на цифры Центробанка России, которые показывают, что в третьем квартале нынешнего года впервые за пять последних лет в Россию пришло больше капитала, нежели утекло из нее. В частности, чистый приток капитала составил 5,3 млрд долларов против рекордных утекших из России 153 млрд долларов в прошлом году. Также, по данным ЦБ, российские компании начали сокращать свои сбережения в иностранной валюте и переводить деньги домой, поскольку там они им более необходимы. Еще одна причина притока капитала заключается в том, что массовое бегство в иностранные валюты прекратилось, а доверие к рублю повысилось.
"Но как бы хорошо ни звучал термин "приток капитала", в случае с Россией это довольно сомнительно", - заключает Штюрмер. Конечно же, было бы действительно хорошо, если бы предприятия проявляли больше доверия и возвращали больше средств из-за рубежа. Но Россия, будучи сырьевым экспортером, даже в обычные времена имеет довольно высокий профицит экспортно-импортного баланса, который сам по себе сопровождается оттоком капитала. Поскольку в связи с падением цен на сырье Россия стала меньше зарабатывать на экспорте, а в связи с обесцениванием рубля - импортировать меньше товаров, понизились ее баланс и соответственно, отток капитала.
Между тем не только российские компании уходят с Запада - аналогичный процесс происходит в России с иностранными компаниями. Западные фирмы, осознавая, что России предстоит период долгой стагнации, тоже подумывают о прекращении своей деятельности. Многие, в том числе немецкий Deutsche Bank, уже свернули свой бизнес в России, а некоторые, как автопроизводитель General Motors, вообще отказались от него. Сократили число полетов в Россию, к примеру, и в Lufthansa. Приостанавливают свои экспансии и сети супермаркетов. "Недолгое ознакомление с цифрами по иностранным инвестициям скажет многое. Так, с середины прошлого года инвестиции практически прекратились. Если, по данным российского ЦБ, в 2013 году они еще составляли 69,2 млрд евро, то в 2014 году они уже упали до 20,9 млрд долларов, а в первом полугодии 2015 года - вообще до 2,8 млрд долларов", - добавляет автор.
Источник: Die Welt