Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Дело Литвиненко: Россия причастна "так или иначе"

o

Адвокат Ричард Хоруэлл, представляющий британское следствие в деле об убийстве Александра Литвиненко, обвинил российские власти в причастности к отравлению бывшего офицера ФСБ.

"Тем или иным образом российское государство участвовало в убийстве Литвиненко", - констатировал Хоруэлл в своем подводящем итоги заявлении на слушаниях в Высоком суде Лондона.

Хоруэлл, представляющий на слушаниях Скотленд-ярд, заявил, что в течение нескольких месяцев следствие намеренно не высказывало свою позицию, чтобы не повлиять на ход дознания.

Но настал момент и для нашего выступления, сказал Хоруэл и произнес речь, продолжавшуюся более двух часов.

Прежде всего представитель Скотленд-ярда заявил, что следствие не руководствовалось какими-либо политическими соображениями или конспирологическими теориями и было основано в первую очередь на результатах криминалистической экспертизы и научно подтвержденных материальных уликах и доказательствах.

Это стало возможным благодаря тому, что орудие убийства в данном случае было крайне экзотическим – радиоактивный полоний-210.

По словам Хоруэлла, полоний-210, с одной стороны, идеальное оружие, поскольку он никогда не использовался в подобных случаях и обнаружить его почти невозможно.

Что почти и произошло: лишь благодаря череде случайных совпадений и гениальному озарению одного из экспертов умирающего Литвиненко за несколько часов до его смерти решили проверить на всякий случай на альфа-излучение.

Если бы этого не произошло, смерть Литвиненко была бы смертью по неизвестной причине, и не было бы ни следствия, ни этих слушаний в Высоком суде.

Но как только полоний-210 был обнаружен, из идеального оружия он превратился в полную противоположность: этот редчайший радиоактивный элемент, микроскопические дозы которого стоят миллионы долларов, оставляет за собой повсюду след, позволяющий восстановить картину произошедшего.

Полониевый след

В непосредственном исполнении преступления Хоруэлл обвинил бывшего сотрудника ФСБ, а ныне депутата Госдумы России Андрея Лугового и российского предпринимателя Дмитрия Ковтуна.

"Даже горячие приверженцы конспирологии не могли не признать, что следы полония связывают Литвиненко только с Луговым и Ковтуном", - пояснил юрист.

Как рассказал Ричард Хоруэлл, подозреваемые в убийстве Литвиненко Дмитрий Ковтун и Андрей Луговой, скорее всего, понятия не имели, что представляет собой выданный им "очень дорогой яд", и обращались с ним крайне неуклюже.

По сведениям Скотленд-ярда, Литвиненко пытались отравить трижды, и все три раза Андрей Луговой оставлял за собой убедительный полониевый след – от самолета, в котором он прилетал в Лондон, и до ванной комнаты в отелях, где он селился.

Дважды, как считает следствие, Луговой выливал остатки полония-210 в раковину (в обоих случаях след высокой концентрации был обнаружен в колене водопроводной трубы). А в ходе второго приезда, когда попытка отравления закончилась неудачей, согласно одной из версий, он разлил радиоактивный яд в ванной, вытерев пол полотенцами, на которых альфа-излучение впоследствии просто зашкаливало.

Хоруэлл представил множество других подробностей, не только связанных с полониевым следом, которые в целом составляют весьма убедительную картину.

По его словам, улики полностью доказывают вину Лугового и Ковтуна, в то время как никаких внушающих доверие свидетельств о возможной причастности к преступлению других лиц расследованием (в котором в разные периоды участвовало до 100 следователей) не обнаружено.

Ковтун и Луговой отвергают все обвинения в свой адрес. Российские власти также неоднократно отвергали любую причастность к преступлению.

Рука Москвы

Причастность российского государства к этой истории не столь ясна, как непосредственная картина событий в Лондоне.

Никто в Москве за руку схвачен не был, но у следствия есть все основания утверждать, что за Луговым и Ковтуном стояли государственные органы – хотя бы потому, что ни у кого из этих двоих не было мотива для убийства.

Как сказал Ричард Хоруэлл, невозможно (да и не нужно) пытаться найти какую-либо одну причину убийства Литвиненко – будь то его книга "ФСБ взрывает Россию", крайне порочащие обвинения в адрес президента Путина или компрометирующие материалы на Виктора Иванова.

Александр Литвиненко, бывший офицер ФСБ, нарушивший кодекс чести этой организации, в глазах многих своих бывших коллег был предателем Родины. Хоруэлл привел в пример бывшего шефа Литвиненко, полковника ФСБ Виктора Шебалина, порекомендовавшего беглецу написать завещание.

Представитель Скотленд-ярда вспомнил, среди прочих, и высказывание генерала ФСБ Хохолькова, заявившего не только, что Литвиненко должен умереть, но и что он убил бы его собственными руками.

Сами по себе эти слова, конечно, не являются доказательством причастности вышеназванных сотрудников ФСБ к убийству, но они рисуют убедительную картину отношения ФСБ к Александру Литвиненко.

Об участии российских властей, по словам Хоруэлла, говорят и попытки ввести в заблуждение следствие. К примеру, российские власти сообщили, что в самолете "Аэрофлота", в котором летел Андрей Луговой, не было найдено следов полония-210. Но когда британские эксперты получили возможность его исследовать, они обнаружили явные следы полония-210 в той части салона, где сидел Луговой.

Росийские власти, тем не менее, категорически отрицают какую-либо причастноть к убийству Александра Литвиненко.

Проблема

Роберт Хоруэлл сказал, что у российских властей был не один, а много мотивов желать смерти Литвиненко, и его убийство не могло состояться без участия государственных органов России.

"Россиянам хорошо известна фраза Сталина "нет человека – нет проблемы", - сказал Хоруэлл. - Убийство Литвиненко имело целью решить проблему, которой тот стал. Но оно породило другую, куда более серьезную проблему, и это дознание гарантирует, что она никуда не исчезнет".

По его словам, сейчас невозможно указать на организатора преступления, но через 10 или 20 лет мы будем знать больше.

"Александр Литвиненко был убит в результате отравления полонием-210, которое произошло 16 октября и 1 ноября 2006 года, - сказал представитель Скотленд-ярда, обращаясь к судье Роберту Оуэну. – Его отравили Луговой и Ковтун, и вы на основании свидетельств, открытых и закрытых, решите, стояло ли за ними российское государство".

Открытые слушания по делу об убийстве Литвиненко завершатся в пятницу выступлениями адвоката семьи Литвиненко Бена Эммерсона и советника дознания Робина Тама.

Александр Баранов