США на помощь всему миру?
Guardian пишет, что расследование коррупции в ФИФА - не только знаменательное событие для футбольных болельщиков и для спорта в целом. Оно также подобно взрыву бомбы в том, что касается международных отношений.
Во-первых, пострадала идея многополярного мира. На данный момент мы должны были жить в мире, в котором на международной арене сталкиваются разные государства и негосударственные организации, но ни один из этих актеров не может играть доминирующую роль.
Но в данном случае заправляет лишь одна страна – США. Швейцария, конечно, играет роль в расследовании ФИФА, но второстепенную.
Владимир Путин уже пожаловался на вмешательство США, но, в основном, потому, что он опасается за судьбу чемпионата мира 2018 года. Ему никто не вторил, и ему не удалось спасти Зеппа Блаттера.
У нас на глазах, ясно и открыто, было продемонстрировано, что привычные на сей день заявления о том, что Америка теряет свое влияние на международной арене, не соответствуют действительности. Разговоры о пост-американском мире вдруг зазвучали менее убедительно.
Во-вторых, нам всем напомнили, что к некоторым правилам игры стоит относиться серьезно.
В то время как многие принципы международного права были подорваны или просто игнорируются, скандал в ФИФА – пример применения этих правил. Применения, которому не может противостать никто.
Рука министерства юстиции столь длинна, что никто не может игнорировать американские обвинения, или делать вид, что все может продолжаться по-старому. Выяснилось, что на международной арене не все дозволено, и что определенные действия могут нести за собой глобальные последствия.
В-третьих, наступает очередная заря так называемой "мягкой силы". Мы пережили десятилетие, во время которого было множество войн. Конфликты до сих пор никуда не исчезли.
"Жесткая сила" остается востребованной – от Южно-Китайского моря до Ближнего Востока и Украины. В Азии, и в особенности на Ближнем Востоке, началась новая гонка вооружений.
То, что гарвардский профессор Джозеф Най назвал "мягкой силой" – способностью добиваться своих целей путем аргументов и влияния, без применения военной силы – еще недавно казалось устаревшей идеей. Теперь это не совсем так.
Империя ФИФА-Блаттера была разрушена без единого выстрела.
Если этот факт и говорит что-то о том, что нас ожидает в будущем, то тут есть основания как для радости, так и для беспокойства.
Причины для радости очевидны. В мире нет консенсуса по многим вопросам, но все согласны с необходимостью бороться с коррупцией. Бесчисленные саммиты "Большой двадцатки" обещали бороться с уклонением от налогов.
Борьба с коррупцией – это общественное благо. И, так же как защита торговых путей или океанов, эта борьба нуждается в правилах – и способности их применить, так как в противном случае проигрывают все.
Более того, если мягкая сила вновь играет важную роль, кому это может помешать? Те, у кого мало своей жесткой силы могут прийти к выводу, что их голос теперь тоже будет услышан. У Европы нет единой армии, но у нее много влияния, которое она вполне правомерно использует, налагая санкции на Россию из-за Украины, оказывая давление на диктатуры и борясь с монополистами вроде "Газпрома", Microsoft или Google.
Несомненно, подобная сила лучше силы оружия.
Но есть поводы и для беспокойства. США основывают свои претензии к ФИФА на экстерриториальных принципах американского законодательства. Далеко не все этим довольны.
Кроме того, эту экстерриториальную юридическую мощь США сложно считать способом разрешения мировых проблем, так как это противоречит принципу многосторонних отношений.
США устанавливают правила, но делают это в одностороннем порядке.
В том, что касается ФИФА, это положительный шаг. Но его будет сложно повторить за пределами футбола, пишет Guardian.
Ужасная ошибка британского правительства
В начале этой недели министр обороны США открыто предупредил Великобританию, что если она чересчур уменьшит свои расходы на оборону, то потеряет способность выступать на международной арене в более высокой весовой категории, и может даже "отстраниться" от остального мира, пишет в своей редакционной статье Daily Telegraph.
Вчера министр финансов Великобритании объявил, что оборонный бюджет будет сокращен на 500 миллионов фунтов стерлингов. Несомненно, американцы этим не очень довольны, пишет газета.
Да, конечно, Британии необходимо сокращать расходы бюджета. Но расходы на оборону уникальны, так как речь идет не только о нуждах сегодняшнего дня, но и необходимости отразить угрозы, которые могут возникнуть в будущем.
Соответственно, расходы на оборону должны основываться на военном анализе. К сожалению, пишет газета, правительство так, очевидно, не думает.
Более того, Великобритания призывает другие страны НАТО тратить как минимум 2% ВВП на нужды обороны. Теперь, скорее всего, Британия сама не сможет обеспечить этот показатель.
Это трагично, пишет газета, так как, по словам главы Пентагона, расходы на оборону дают возможность не только спасать жизни людей, но играть более серьезную роль на международной арене.
Германия это понимает, и именно поэтому Берлин увеличивает свои расходы на оборону на 6,2% в течение ближайших пяти лет.
Решение Британии сократить свои ассигнования на оборону могут выглядеть как нежелание Лондона исполнять свои международные обязательства.
Учитывая российские угрозы на востоке и угрозы со стороны ИГ на юге, это выглядит ужасной ошибкой, пишет Daily Telegraph.
Эстонские цифровые первопроходцы
Financial Times пишет, что за более чем 20 лет бывшие республики Советского Союза привыкли к тому, что Запад их учит как организовывать свои экономические системы, правительство и общество в целом.
Однако сейчас роли меняются, как минимум в том, что касается Эстонии, которая поместила интернет в самом центре своей политической и коммерческой системы.
"После того как рухнул Советский Союз и мы получили независимость, мы хотели быть такими как Запад, но мы не знали как это сделать. Так что мы пошли своим путем", - говорит Ивар Талло, глава эстонской Академии электронного управления и "посол" цифрового эксперимента страны.
Поскольку, приобретя независимость, страна оказалось без банков, ей пришлось устанавливать новые системы, с новыми людьми и новыми технологиями. В результате она "перепрыгнула" страны с уже существующими финансовыми системами.
В том, что касается цифровых услуг, Эстония намерена играть ту же роль, что и Швейцария в услугах банковских.
В Эстонии уже действует электронная подпись, при помощи которой можно запрашивать визы, декретный отпуск или любую другую услугу, так же как и подписывать контракты. Другие страны ЕС теперь проявляют значительный интерес к тому, как жители Эстонии, а также государственный и частный сектор обмениваются информацией.
Вся система основана на хорошо защищенной цифровой идентичности. Сертификат подлинности личности включен в чип в карточке удостоверения личности. Он сопровождается пин-кодом и данными о СИМ-карте мобильного телефона человека.
Все это создает уникальный электронный профиль.
Но, как отмечает газета, одной технологии недостаточно. Нужно еще и доверие со стороны простых людей.
Электронные банковские услуги существуют в Эстонии с 1996 года, и за эти почти 20 лет эстонцы привыкли доверять им. Это, в свою очередь, позволяет расширить сферу электронных услуг.
Теперь в Эстонии через интернет можно платить налоги или голосовать на выборах. Электронное голосование было введено в Эстонии в 2005 году. Тогда лишь 2% избирателей решили отдавать свой голос через интернет. На выборах этого гола эта цифра достигла 32%.
"Повышая уровень доверия в обществе в целом, мы меняем бизнес-климат в стране. Это также понижает затраты бизнеса, что, в свою очередь, повышает ВВП", - говорит Ивар Талло.
С тех пор как в 2002 году в Эстонии была введена электронная подпись, жители страны пользовались этой услугой 218 миллионов раз. Пока не было обнаружено никаких серьезных проблем с безопасностью этой системы.
Как отмечает Ивар Талло, система настолько хорошо защищена, что даже американское АНБ жаловалось, что не может за ней следить.
Да, иногда возникают проблемы, пишет газета. Например, журналист Раймо Поом недавно жаловался в "Твиттере", что не мог заплатить за что-то на двух разных браузерах, говоря, что ощущал себя как будто вернулся в 90-е годы.
Но вся Европа движется в том же направлении, и Эстония оказалась во главе тренда, пишет Financial Times.
Развод - дорогое удовольствие
Лондонский суд в деле о разводе бывшей российской королевы красоты Екатерины Филдз (урожденной Парфеновой) постановил, что та должна получить от своего бывшего мужа 3,3 миллиона фунтов стерлингов (5 миллионов долларов), пишет Times.
Вынося свой вердикт, судья также обрушился с критикой на мистера и миссис Филдз за то, что они в общей сложности потратили более миллиона фунтов на адвокатов в процессе дележа имущества.
Супруги спорили обо всем, вплоть до того, кому достанется пианино.
Судья постановил, что учитывая все семейное имущество, Екатерине Филдз должно достаться 3,3 миллиона фунтов, а Ричарду Филдзу, который зарабатывает более миллиона фунтов в год – около 2,6 миллионов фунтов.
На практике Екатерина Филдз-Парфенова получит сумму в 1,2 миллиона, и ежегодное пособие в размере 320 тысяч фунтов.
Судья, который во время бракоразводного процесса неоднократно призывал обоих супругов избежать, как он выразился "публичного боксерского поединка", также сказал, что деньги, которые они потратили на адвокатов могли бы быть использованы лучше.
Екатерина была пятой по счету женой Ричарда Филдза. У нее это второй брак.
Оба сказали судье, что надеются вновь вступить с кем-либо в брак.
Ежегодные 320 тысяч фунтов позволят Екатерине Филдз жить так, как она привыкла. Сама она требовала от мужа 75 тысяч в год на каникулы для себя и ее двоих детей, 50 тысяч на гувернанток, и 60 тысяч на парикмахеров. По ее словам, она привыкла жить в доме, при котором есть повар, две гувернантки, уборщица, не говоря об автомобилях BMW, Maserati и Range Rover.
В суде она отрицала, что вышла замуж по расчету. Ричард Филдз заплатил ей 500 тысяч фунтов с тем, чтобы она ушла от своего первого мужа, который, со своей стороны, заплатил ей миллион фунтов после развода.
Екатерина Филдз-Парфенова также утверждает, что не может работать , так как страдает от синдрома хронической усталости, отмечает Times.
Гитлеровская выпивка
Daily Telegraph пишет о хозяине ресторана в Германии, который обнаружил тайник, где хранился коньяк и шампанское Гитлера.
Сильвио Штельцер обнаружил гитлеровский алкоголь в глубоких подвалах под своим рестораном в Саксонии. Ресторан расположен в здании виллы при усадьбе Морицбург.
По словам Сильвио Штельцера, он также нашел бухгалтерские книги, из которых следует, что прислуга Гитлера перевезла бутылки дорогого коньяка и шампанского в подвал виллы в 1944 году, для того чтобы спасти их от бомбардировок союзников.
Сам Гитлер пил очень редко, отмечает газета, так что скорее всего коньяк и шампанское предназначались для гостей.
Как говорит Сильвио Штельцер, в бухгалтерских книгах также упоминается, что в подвалы были вывезены сыры, колбаса, шоколад и сигареты. Что стало с этой едой он не знает, но говорит, что сразу после войны русские солдаты здесь все разграбили.
Подвалы глубиной в шесть этажей были обнаружены случайно во время ремонта ресторана Штельцера.
Усадьба Морицбург принадлежала принцу Эрнесту Хайнриху Саксонскому, младшему сыну последнего короля Саксонии Аугуста II.
Принц открыто выступал против нацистов, и провел пять дней в концлагере, где его допрашивало гестапо.