Известный правозащитник, глава Международной Ассоциации «Мир и права человека» Сайд-Эмин Ибрагимов подал в Международный уголовный суд иск против России по обвинениям в двух агрессиях, геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности. Эта поистине историческая акция состоялась в памятный для всех чеченцев день – 23 февраля, День памяти геноцида чеченского и ингушского народов 1944 года.
«Заявление в международный уголовный суд (МУС) в Гааге (Нидерланды) было подано Международной правозащитной ассоциацией «Мир и права человека» при поддержке Правительства ЧРИ против политического и военного руководства Российской Федерации с требованием расследования преступлений, совершенных Россией в Чечне с 1994 года по сегодняшний день.
Подача в суд обвинения против России, и персонально против Президента РФ В. Путина, за геноцид в отношении Чеченского народа является отныне фактом.
Данное событие является беспрецедентным и будет способствовать признанию Международным Сообществом права чеченского народа на свою государственность», - говорится в пресс-релизе Правительства ЧРИ.
- Нас – меня и заместителя премьер-министра Алим-Пашу Солтыханова - встретили в Суде очень тепло, - рассказал мне Сайд-Эмин по возвращении из Гааги (по телефону). Документы приняли и сказали, что через два месяца нас известят о том, какое принято решение. Но может быть только два решения: либо принять наш иск, либо отклонить, но тогда придется доказывать, на каком основании его отклонили.
Перед зданием МУС состоялся митинг.
- Площадь перед зданием вмещает только сто человек, поэтому нам пришлось отказаться от большого митинга. Но пришло всё равно больше ста человек, люди разных национальностей, много представителей СМИ.
Я побеседовала с Сайд-Эмином перед его поездкой в Гаагу. Теперь, когда его героическая миссия увенчалась промежуточным успехом, публикую наше интервью.
Надежда Банчик: расскажите подробнее, в какой суд и против кого конкретно Вы подали иск. Против Путина, против руководства РФ, персонально против лиц, перечисленных Вами? Будет ли это трибунал, подобный тому, что действовал по бывшей Югославии?
Саид-Эмин Ибрагимов :
В Гааге расположены два суда: Международный суд ООН и Международный уголовный суд (МУС). Эти два суда, (которые многие путают) имеют разные компетенции и разные статуты. В современном мире только МУС имеет компетенцию возбуждать уголовное дело и преследовать высших должностных лиц, которые несут ответственность за совершенные преступления: геноцид, преступление против человечности и военные преступления. МУС был учрежден в 1998 году, но официально начал свою работу с 1.07. 2002 года. МУС не входит в официальные структуры ООН, но может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН. Многие были уверены в том, что МУС не примет мое заявление в связи с тем, что Россия, против которой я подготовил иск, не ратифицировала Статут МУС и даже отозвала свою подпись. Это действительно на первый взгляд выглядит так, особенно для тех, кто глубоко не изучил Статут и в целом международное право. На самом деле нужно учитывать некоторые особенности: МУС при принятии решения о приемлемости или отказа принять на рассмотрение данное заявление, не может не учитывать, что Россия ратифицировала Женевские, Гаагские и другие соглашения и несет полную ответственность за их нарушения, не зависимо от того, ратифицировала или нет Римский Статут. Кроме того, существует принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления. Исходя из того, что только МУС имеет компетенцию проводить расследования и привлекать к ответственности глав государств и других высокопоставленных лиц, совершивших преступления, отказ МУС принять на рассмотрение заявление, в котором приведены неопровержимые доказательства преступлений политических и военных сил России против чеченского народа, мог бы означать отказ от принципа неотвратимости наказания, или поощрение преступлений преступников, отказавшихся ратифицировать Статут МУС.
Сейчас трудно сказать, будет ли это трибунал, подобный тому, что действовал по бывшей Югославии, или нет. Но с полной уверенностью можно сказать, что если 23 февраля суд примет наше заявление и документы, то проигнорировать их будет невозможно.
2. Надежда Банчик: свидетельств и фактов преступлений РФ против чеченского народа накоплено множество. Какие самые главные из них Вы включили в иск?
Саид-Эмин Ибрагимов: да, действительно, свидетельств и фактов преступлений РФ-России, совершенных против чеченского народа, можно представить огромное количество. Я включил только самые основные, разделив их на четыре вида: 2 агрессии, геноцид, преступление против человечности и военные преступления, которые не имеют срока давности. По этим видам преступлений я привел конкретные факты и указал, какие нормы и принципы международного права были нарушены со стороны руководства России. Приведены также доказательства того, что и бывший президент России Б.Н. Ельцин, и действующий президент В.В. Путин, развязав полномасштабную войну и отдавая приказы убивать мирных людей, совершили не только кровавые преступления, но и грубо нарушили Конституцию России.
3. Надежда Банчик - Как Вам удалось сделать такой объем работы, который должен выполнять целый институт?
Саид-Эмин Ибрагимов – если сказать, что это было легко, то это было бы неправдой. По своей наивности я считал: стоит аргументированно доказать, что Россия, убивая невинных людей, совершает преступления, и тут же международные организации все хором выступят против войны и вынудят Россию прекратить преступления. Но это оказалось не так. Международные организации только выражали свою озабоченность нарушениями прав человека в Чечении и даже принимали Резолюции и Рекомендации, когда мы проводили митинги, пикеты, марши мира и голодовки. Нам даже казалось, что вот теперь наступит перелом. Но проходило время, Россия оставляла без особого внимания все принятые Резолюции и Рекомендации, по принципу «Воз и ныне там…», и все шло по сценарию России. В 2007 году Совет Европы даже хотел закрыть чеченское досье с формулировкой, что в Чечении наступила «стабилизация». Возмущенный такой несправедливостью, я объявил бессрочную акцию голодовки, которая чуть не закончилась смертельным исходом. Голодовка была прекращена на 42-й день, после того, что был назначен новый докладчик Совета Европы по Северному Кавказу. Здесь хочу отметить, что два назначенных ранее докладчика ушли в отставку, так и не начав свою работу, - в связи с тем, что Россия не дала согласие на посещение ими Чечении. ПАСЕ и Совет Европы в целом признал, что не может сделать ничего, чтобы Россия соблюдала международное право и права человека.
Когда мне стало ясно, что добиться справедливости с помощью Совета Европы нереально, я вплотную стал изучать возможности подготовки досье для подачи в Международный уголовный суд (МУС). Я потенциально понимал, что это опасная и нелегкая работа и помощи не будет. Это я четко осознал, когда один из моих знакомых специалистов международного права, на мою просьбу о помощи сказал: «у меня семья и я не самоубийца, чтобы заниматься таким опасным делом, да еще и бесплатно». Я понимал и то, что любая юридическая ошибка может свести на нет все мои усилия, и поэтому начал с тщательного изучения Статута МУС и документов, на которые опиралась его работа. Мне пришлось работать 6 лет, и каждую деталь представленной работы я тщательно продумал и считаю, что если МУС отнесется к этой работе объективно, то непременно преступники, которые виновны в смерти и страданиях чеченского народа, понесут наказание. В противном случае, с уверенностью можно сказать, что справедливости в мире нет и человечество в таком несправедливом мире выжить не может.
4. Надежда Банчик - Поддерживают ли Ваш иск представители других народов, пострадавших от российских преступлений эпохи Путина?
Саид-Эмин Ибрагимов – Многие связывают с именем В. Путина многочисленные таинственные убийства политиков, журналистов и критиков нынешней российской политики, и поэтому люди опасаются за свои жизни и не хотят рисковать, хотя, наверное, знают о том, что бездействовать вдвойне опасно. Но постепенно сознание людей просыпается, и уже есть люди, которые высказывают желание поддержать.
5. Надежда Банчик: Что может представить сторона защиты?
Саид-Эмин Ибрагимов – я думаю, что российская сторона уверена в том, что отказ от ратификации Статута МУС дает защиту от наказания за преступления. Но это глубокое заблуждение. Я предполагал, что российские преступники уверены в своей неуязвимости, поэтому мое обвинение построено с учетом этого.
6. Надежда Банчик - Как Вы думаете, когда может начаться рассмотрение и сколько времени приблизительно может занять процесс?
Саид-Эмин Ибрагимов – Этого в настоящее время никто не может сказать, даже сама Генеральный Прокурор. На данный момент важно, чтобы МУС принял мое заявление к рассмотрению, а в том, что Россия совершила ужасные преступления против чеченского народа, ни у кого нет сомнения, и нет сомнения в том, что преступники должны быть привлечены к ответственности
7. Надежда Банчик - Кто из известных журналистов, политиков, правозащитников ожидаются на митинге, посвященном передаче иска?
Саид-Эмин Ибрагимов – Мы пригласили множество журналистов, правозащитников и даже дипломатов. Но пока не можем с уверенностью сказать, кто придет. Я думаю, придут только самые отчаянные и правдолюбивые, которые не боятся путинского гнева и истинно на стороне справедливости.
8. Надежда Банчик - Прибывают ли до сих пор чеченские соискатели политубежища? Удается ли Вам их спасать?
Саид-Эмин Ибрагимов – Поток беженцев из оккупированной Чечении по известной причине не прекращается. У многих из них есть в Европе родственники и друзья, которые уже успели адаптироваться в Европе, и они им помогают. Теперь мне в основном не приходится предоставлять свое жилье тем, кто остались на улице, ходить с ними по организациям, или добиваться освобождения из депортационного лагеря тех, кого власти готовили к возвращению в оккупированную Чечению. Таких случаев в настоящее время меньше, но все же еще бывают и и когда это возможно, я по-прежнему помогаю.
9. Надежда Банчик - Как, в целом, чеченцы адаптировались в странах Европы?
Саид-Эмин Ибрагимов Как и среди других этносов, среди чеченцев встречаются разные люди: по уровню образования, уровню интеллекта, политическим или другим взглядам и т.д. Сказать о том, что все чеченцы адаптировались в странах Европы, было бы не верно. Но в целом, неплохо устроили свою жизнь. Многие дети успешно учатся в школах, поступают в различные ВУЗы и даже уже есть случаи, когда чеченцы занимают видные должности в государственных структурах.
10. Надежда Банчик - Существует распространенное мнение, что при Кадырове Чечения получила всё, что хотела и за что воевала. Кадырову предоставлено право действовать независимо от Кремля в обмен на выражение верности Путину?
Саид-Эмин Ибрагимов – Чеченский народ воевал за свою свободу и независимость от российских колонизаторов. В настоящее время на чеченской территории дислоцирована 100-тысячная колонизационная российская армия, и никто не может сказать, зачем. Хотя громогласно никто в Чечении не говорит о том, что российская армия готовится к третьей чеченской войне, никто не исключает такой возможности. Преданность убийце своего народа - это предательство, а чеченский народ является заложником этого предательства.
Надежда Банчик - Остается пожелать положительного решения по иску. Это жизненно важно не только для чеченского народа. Здесь есть и более широкий аспект. Преступления против чеченского народа стали для российских преступников (и потакавших им) своего рода циничным экспериментом для последующего распространения на другие регионы мира и на саму Россию. Эксперимент по фактическому упразднению прав человека на жизнь и свободу, превращению этих прав в пустые декларации. Этот эксперимент Россия повторила в Грузии, а также показала всем своим «последователям», как использовать терроризм (взращенный в недрах спецслужб) для развязывания войн и упразднения самогО понятия святости человеческой жизни и свободы. И лишь когда преступники, опьяненные безнаказанностью, стали угрожать послевоенному мировому порядку уже непосредственно, сбросив маски, - мировое сообщество стало постепенно переходить к защитным действиям. Созреет ли оно до понимания, что практически все крупные международные преступления конца ХХ века и по сей день коренятся в безнаказанности преступлений против чеченского народа? На этот вопрос во многом и должен дать ответ Международный уголовный суд.
Надежда Банчик