Верховная Рада Украины приняла изменения в законы "Об основах внутренней и внешней политики" и "Об основах национальной безопасности Украины", касающиеся отказа от внеблокового статуса страны.
Президент страны Петр Порошенко высказался за вступление Украины в НАТО, однако подчеркнул, что этот вопрос должен быть вынесен на всенародный референдум.
В Москве, как нетрудно догадаться, решение Рады не приветствовали: глава МИД Сергей Лавров назвал его непродуктивным и нагнетающим конфронтацию, российский премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал ответную реакцию.
Что Кремль может предложить взамен членства в НАТО?
Ведущий передачи "Пятый этаж" Михаил Смотряев беседовал на эту тему с директором аналитического центра "Пента" в Киеве Владимиром Фесенко.
Михаил Смотряев: Хотя решение еще не утверждено, но вектор движения выбран?
В.Ф.: Проголосован проект Петра Порошенко, и было бы странно, если бы он его не подписал. Он пообещал это сделать и ускорил рассмотрение законопроекта. Так что сенсации не произойдет. Но отказ от внеблокового статуса не означает, что Украина завтра будет вступать в НАТО. Нас ожидает длительный и непростой путь постепенного развития сотрудничества, для чего необходима модернизация военной сферы и изменения в политической и правовой сфере.
Символический жест?
М.С.: Никто и не ожидал, что НАТО примет Украину немедленно. Учитывая, что происходит на востоке страны, плюс Крым – НАТО такой союзник сейчас не очень нужен. Но ведь можно было все это делать спокойно, без громких заявлений реформировать армию, а потом уже сделать заявление и проголосовать в парламенте, который тогда уже мог быть другим, через несколько лет. Так что это скорее жест политический, символический, нежели военный.
В.Ф.: Это действительно символическое действие, но оно имеет принципиальный характер. Сейчас этого требовало общественное мнение, за это выступали политические силы, представленные в коалиции парламентского большинства. Последние недели в адрес властей звучала критика – почему до сих пор не отменен внеблоковый статус? За это решение проголосовало коалиционное большинство парламента. Так что затягивать было нельзя.
М.С.: В общественном мнении присутствует понимание, что членство в НАТО, если состоится, то состоится не завтра, и что в ближайшие месяцы, а может быть и годы, вряд ли что-то изменится?
В.Ф.: В массе украинских граждан, в том числе сторонников членства в НАТО, число которых выросло в результате военно-политического противостояния с Россией примерно вдвое, мнения разные. Кто-то считает, что можно вступить быстро. Юлия Тимошенко предлагала срочно провести референдум и всячески форсировать процесс. Но и она, и парламентарии понимают, что быстро не получится. И Запад дает четкие сигналы на этот счет. И руководство страны, президент, и ведущие политические силы делают ставку на "окольные пути" - получение статуса союзника США вне блока НАТО. Для этого были предприняты серьезные усилия. И разностороннее сотрудничество с НАТО.
М.С.: Насколько тесно в общественном мнении НАТО связано с ЕС? Надо помнить, что и в ЕС немедленного вступления не произойдет, о чем европейские чиновники сообщают во всех интервью. Но ставят ли на Украине знак равенства между этими понятиями?
В.Ф.: Не все понимают прямую взаимосвязь этих процессов, да не такая уж она и прямая. В общественном мнении такого понимания, скорее всего, нет. Хотя пропагандисты членства Украины в НАТО уже давно, еще при Ющенко, потом при Януковиче, акцентировали внимание на том, что большинство новых членов ЕС пришли туда через НАТО. И они убеждали население, что это железная закономерность. На самом деле такой жесткой связи нет. Эти процессы могут развиваться и параллельно, и на сегодня приоритетом Украины является европейская интеграция. А вопрос об интеграции в НАТО стал актуальным в контексте военно-политического противостояния с Россией.
Страх вторжения
М.С.: Приблизительно год назад, когда началось противостояние на Майдане, мы говорили, что ожидания народа, которые привели его на площадь, и в конечном итоге к положению вещей, которое мы наблюдаем сейчас, были завышены, в некоторых случаях – значительно. НАТО вряд ли решится на противостояние с Россией по поводу Крыма. Как тогда объяснить гражданам, что в НАТО вступали не для этого?
В.Ф.: Думаю, по поводу НАТО присутствуют другие ожидания. Будапештский меморандум, хотя это специфический государственный документ, - о нем украинское население осведомлено достаточно широко. В том числе, что гарантии этого документа не сработали, никто нас не защитил. Такая же ситуация с внеблоковым статусом.
Януковича убеждали: будет внеблоковый статус, не будем дразнить Россию темой НАТО и все будет в порядке, Россия нас не тронет. Статус оказался пустышкой, поэтому от него и отказались. Пользы от него никакой, а раздражение он вызывает.
От членства в НАТО в перспективе ожидают гарантий безопасности. У специалистов, у большей части политиков есть понимание, что НАТО за нас воевать не будет. Но, если мы станем членом НАТО, будет военно-техническая поддержка, модернизация наших вооруженных сил, есть в перспективе надежда, что, если мы будем членом НАТО, то нас Россия побоится трогать. Я в этом не уверен.
В экспертных кругах идут обсуждения, сработает ли пятая статья. Если Россия, или кто-то, войдет в Ригу или Таллин, сработает ли пятая статья блока? Будет ли НАТО защищать балтийские республики? Или, как в 1939 году, когда у Польши были договоренности и с Англией, и с Францией, но они не сработали? Вопрос остается открытым, но украинцы надеются.
М.С.: Неужели так сильно опасаются вторжения в Киеве и до Львова включительно? Совершенно очевидно, что такой шаг в Москве не одобрят.
В.Ф.: В Киеве с марта опасаются серьезной полномасштабной войны с Россией. Большинство специалистов сейчас, особенно с учетом экономической ситуации в России, считают, что вряд ли это произойдет, но риск остается. Теперь, когда Дмитрий Медведев грозит, что Украина будет для России военным противником, со всеми вытекающими отсюда последствиями, проблема в том, что для нас Россия уже стала военным противником. Пока этот статус не закреплен в военной доктрине и других документах, но де-факто это уже произошло. Отсюда поиск дополнительных инструментов и гарантий обеспечения безопасности. Надежды, может быть, преувеличены, но многие украинцы считают, что даже сближение с НАТО будет способствовать укреплению безопасности Украины хотя бы потенциально. Оправдается это или нет, покажет жизнь. Абсолютных гарантий вообще не существует, об этом говорит история, в том числе и новейшая.
Источник: bbc.ru