Исх. 007/З 17.11.2020
Война, дважды развязанная Россией в 90-х годах прошлого столетия, нанесла серьезный вред экологической обстановке республики. В начале первой войны в 1994 году в период изоляции агрессором территории ЧРИ воздух при приближении к г. Грозному был пропитан черным дымом горящей нефти. Главную опасность таили даже не нефтехранилища, а хранилища радиоактивных отходов, которые могли быть взорваны в результате терактов со стороны российских вооруженных сил. В последствии на полях ЧРИ почвенный слой был разворочен гусеницами танков, из горящей техники вытекли токсические вещества, попали в землю, воздух.
В условиях войны нельзя точно установить степень ущерба, нанесенного природе Чечни. Однако и сегодня, после окончания боевых действий и якобы в период процветания мирной жизни, местная пророссийская власть скрывает истинные масштабы экологической катастрофы и наличия неизвестных медицине болезней, которые не подлежат обнародованию по той причине, что это является результатом применения российскими вооруженными силами химического и бактериологического оружия массового поражения, запрещённого международным правом.
Уже до начала войны 1994-1996 годов более 30% территории ЧРИ характеризовалось как «зона экологического бедствия», и еще около 40% территории имело статус «зоны с особо неблагоприятной экологической обстановкой».
Военные действия нанесли крупномасштабный, долговременный и тяжелый ущерб лесам, плодородным земельным угодьям, пастбищам. «Зачистка природы», которую применяли российские войска через уничтожение растительности и почвы, стала опасным явлением для будущих поколений жителей суверенной республики.
Применение современных средств поражения, таких как ракеты класса «земля-земля», реактивные снаряды, использование крупных контингентов войск, оснащенных гусеничной, колесной техникой, разрушили природный ландшафт. В момент нанесения мощных огневых ударов, в том числе и по экологически опасным объектам (нефтегазовые комплексы, могильники радиоактивных веществ), нормы экологической безопасности игнорировались российскими вооруженными силами.
Особое внимание следует уделить загрязнению грунта нефтепродуктами за долгие годы эксплуатации нефтепроводов, нефтеемкостей, скважин, занимающих площади в десятки квадратных километров (известны случаи «добычи» низкосортного топлива для автомашин, а позже для танков из копаней и колодцев). Главной опасностью стало разрушение спецкомбината «Радон», который занимался со времён СССР переработкой и захоронением радиоактивных отходов малой и средней активности. .
Спецкомбинат «Радон» находился на Терском хребте в 10 км от Грозного и в 2-4 км от р. Терек. Объем радиоактивных отходов, до начала активных боевых действий хранившихся на «Радоне», составлял 906 м3, из них 750 м3 завезены из различных регионов России. На этом комбинате хранились радиоактивные материалы общей активностью свыше 1500 км. Какова судьба этих отходов на сегодня неизвестно, и их поиск блокируется местными властями вплоть до физического уничтожения тех лиц, которые изъявили желание изучить последствия этой катастрофы.
В период военных действий на территории Чеченской Республики Ичкерия было установлено свыше 250 тыс. мин и фугасных зарядов. По сей день местная власть скрывает масштабы разминирования и их реальные последствия для мирных жителей республики.
Уже давно видно, что разрушение природы военными действиями имеет глубокие долговременные последствия. При любом экологическом воздействии наибольшую опасность представляют отнюдь не немедленно возникающие эффекты. Гораздо больше видна перспектива тех существенных медленно накапливающихся изменений, которые могут происходить вследствие малоизученных химических реакций. Преодоление последствия катастрофических экологических нарушений требует реального подхода, умения предотвращать такие страшные явления, как эрозия, засоление и заболачивание почвы, накопление в них вредных тяжелых металлов и органических соединений. Этого не происходит, т.к. местная власть занята возведением зданий и сооружений для своих интересов и откровенной показухой «нормальной жизни» всех жителей республики.
За экологический ущерб, нанесенный ЧРИ в развязанных агрессором войнах, долгие годы страдает население республики — простые люди, расплачиваясь своим здоровьем, причем многие послевоенные поколения.
Тревожит некоторая статистика, иногда просачиваемая без ведома местных властей. Так, 80 процентов беременных женщин страдают разными недугами. Врачи отмечают быстрый рост количества случаев преждевременных родов, увеличение числа дородовых и послеродовых патологий, а также возросшую смертность детей в возрасте до одного года. И что самое печальное: эта тенденция приобрела устойчивый характер. А статистика о смерти новорожденных тщательно скрывается врачами по распоряжению первых лиц местной власти.
Во многих районах республики, особенно в Курчалоевском, Шалинском, Гудермесском, даже стали рождаться дети-уроды, и их количество в сто (а в некоторых районах в тысячу) раз превышает предельно допустимые нормы. Это, конечно, катастрофа, которую даже трудно представить.
Приводим некоторые данные из достоверных источников по онкологическим заболеваниям на Северном Кавказе (рак легких): в Чеченской Республике Ичкерия - 217 больных на 1000 населения, в Кабардино-Балкарии - 31, в Северной Осетии - 48, в Ставропольском крае - 30.
Аналогичные показатели и по раку молочной железы, и по раку желудочно-кишечного тракта, раку кожи, раку полости рта и щитовидной железы. Особенно это отражается на маленьких детях. Уже зафиксировано, что в республике мертворожденных - более 25 процентов, преждевременные роды составляют 40-47 процентов. До одного года доживает всего 50 процентов детей.
Тщательно скрывается местными властями, что десятки лет на территории ЧРИ рождаются дети без рук, без ног, без половых органов, без толстой кишки, с волчьей пастью, с заячьей губой. Такого явления на земле чеченцев не было предыдущие столетия.
Прокуратура ЧРИ имеет данные, что анализы результатов медицинских осмотров учащихся указывает на высокий уровень заболеваемости. У каждого из осмотренных выявлено около двух заболеваний или отклонений в физическом развитии. Резко возросла патология зрения, щитовидной железы, увеличилось число случаев анемии. Также отмечаются отклонения в нервно-психическом развитии детей.
По самым заниженным данным, экономический ущерб, причиненный в ходе двух кровопролитных войн на территории ЧРИ составляет более $150-200 млрд. долл. При этом мы не рассматриваем вопрос о компенсациях за убитых более 350000 мирных граждан республики. Абсолютно все население ЧРИ при этом нуждается в медико-психологическом обследовании, значительная часть в долгосрочном лечении.
Все это требует огромных по масштабам восстановительных работ, которые агрессор не намерен осуществлять, находясь на оккупированной территории ЧРИ. А те немногие деньги, которые Россия вынуждена выделять, фактически наполовину оседают в ее столице, а половина из них предназначена для кормления коллаборационистского чиновничества в столице ЧРИ и поддержания видимости власти и ее заботы о гражданах республики.
На основании изложенного Генеральная прокуратура ЧРИ намерена после завершения проверки указанных случаев и сбора иных доказательств экологической катастрофы на территории ЧРИ принять соответствующее решение о привлечении к ответственности всех должностных лиц и организаций, причастных к указанным фактам.
Генеральный Прокурор ЧРИ
ДЕНИ БАУДИНОВ