Во все времена каждый чеченец мог назвать имена - как минимум - семи предков. И это не случайно.
"Иваны, не помнящие родства" - или те же манкурты - нравственные изгои, ибо нет - и не может быть - у них стыда перед своими отцами, ушедшими в мир иной.
Человек в чеченском обществе никогда не был "сам по себе", человеком из НИОТКУДА, так как в таком случае он непроизвольно сходит с праведной дороги, указанной ему Всевышним, сначала во ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ, затем - в ПУСТОТУ, как следствие, - в ЗЛО, в НИКУДА и, наконец, - в ЗАБВЕНИЕ...
Наши предки принимали под свое "этническое крыло" сонмы сирых и обездоленных, поселяя их на своей территории, принимая в обустройстве их самое деятельное участие, сочувствуя и сопереживая им. Но лишь по прошествии определенного количества поколений потомки пришлых могли называться чеченцами...
Генеалогическое древо обычно представляют именами предков-отцов.
Однако ни для кого не будет откровением утверждение, что в чеченском обществе - во все времена - чрезвычайно большое внимание уделялось "женским корням", ибо в зависимости от того, насколько достойно прожила свой век та или иная праматерь, и от того, какой славой пользуется имя той или иной - даже дальней - здравствующей родственницы, зависели и имя, и статус в обществе любой женщины.
Девушке, какой бы красотой ни наделила ее природа и какой бы благочестивой она ни была, весьма трудно было сравняться в степени уважения к собственной персоне, если она не могла похвастать благочестием и "оьздангалла" своих праматерей и - повторимся - даже дальних родственниц - ее современниц...
Одним из величайших зол современного мира, привносимых в нашу жизнь урбанизацией, является именно разрыв межпоколенческих связей.
Институт семьи, долгие века бывший как неизменным фундаментом чеченского общества, так и первоосновой морально-этических устоев, начинает претерпевать губительные для него мутации.
Конечно, у нас масса оправданий тому: и долгие годы разрушительной войны; и связанные с ней миграционные процессы, разметавшие наш этнос по миру; да и элементарная нищета, мало способствующая сохранению в первозданности многих - ранее незыблемых - этических постулатов (хотя, справедливости ради, надо отметить, что и нашим отцам было не легче, однако они сумели сохранить их в изначальной чистоте).
Лула Куна, гл.редактор журнала «Нана»