«Г1иллакх» — понятие близкое к этикету. Это внешнее проявление культуры поведения: мимика, жест, тональность голоса, умение сидеть, стоять, есть, слушать, говорить и даже спать, а также многое другое, что способно произвести первое впечатление. Например: вставать при появлении старшего; младшему идти слева от старшего; предложить стакан воды сначала другому; не начинать есть раньше гостя; не ложиться раньше его спать.
Или: впереди человека не надо стоять, особенно перед солнцем. Здесь проявляется и древний чеченский культ солнца. Старинные правила чеченского этикета делают человека, соотнесенного с солнцем или югом, более значимым в ситуации общения. Так, первым нужно приветствовать человека, идущего со стороны восхода солнца.
«Оьзда» — термин, восходящий от истоков аристократизма и подобный понятию дворянин. Так, к примеру, еще в XIX веке термином «Оьзда тейп» (благородный род) именовались некоторые подразделения субэтнического характера. В противовес им существовали и «неблагородные» группы «Лай тейа».
Примечательно, что в чеченской среде термин социального неравенства оказался насыщенным нравственным содержанием и получил противоположный вектор: не подавлять слабого, а воздерживаться от этого, и даже защищать его.
Наличие компонента «Оьзда» в человеке считается у чеченцев наиболее существенным. Это нечто внутреннее, скрытое от посторонних взглядов, но поддерживающее и питающее «Г1иллакх». К примеру, «Оьзда стаг» (благородный мужчина) встает при появлении не только старшего, но и младшего. Когда «Оьзда стаг» едет верхом, то он всегда первый приветствует пешего. Здесь подчеркнута и чеченская культура равенства. Удачное определение понятию «Оьзда» приводит С.-М. Хасиев: «Если у личности слабый «Оьздангалла» (благородство), то «Г1иллакх» проявляется до тех пор, пока человек не окажется перед выбором между МНЕ и ТЕБЕ. При выборе первого «Г1иллакх», каким бы пышным он не представлялся самой личности и окружающим, разваливается, как карточный домик, но если у человека крепка внутренняя культура («Оьздингалла»), то он краснеет, допустив какую-нибудь оплошность, даже наедине с самим собой».
В народе говорят, что «Г1иллакх» — это крона дерева, а «Оьздингалла» — его ствол.
Жизнь указала на необходимость еще одного регулятора, подкрепляющего первые два компонента. Это — терпение., выдержка («Собар»), которое представляется чеченцам в виде корней дерева, питающих живыми соками ствол и крону» (ср. у Платона: «Терпение есть основа всякой мудрости»).
Если в «Г1иллакх» и «Оьзда» аккумулируется этика, то «Собар» — скорее категория физиологическая, природная. Чеченцы считают, что если у человека недостаточно терпения, выдержки, то он не может быть благородным.
Но «Собар» не просто терпение, хотя слово имеет смысл и физического терпения в перенесении невзгод. В «Собар» еще подчеркивается терпеливость, терпимое отношение к другому человеку, иначе говоря, доброта. Об этом говорит пословица: «Собар» — проглотит желчь, чтобы другому достался мед». «Собар» — как бы нравственная основа мироздания, в нем есть нечто космогоническое. Это чувствуется в пословицах и поговорках. Говорят: «Собар» гору съел, а «Сихалла» (невоздержанность) душу съела.
Лёма Усманов