"Великие люди, - писал Гегель, никогда не бывают счастливы, они ведут тяжелую жизнь, они умирают рано, их убивают, отправляют в ссылку".
Происходит это потому, что они глубже, дальше видят события, происходящие на их глазах, и их последствия. Они не могут переносить бесчеловечность; жестокость, лицемерие, несправедливость, предательство, измену. Они доверчивы как дети. Они хотят, чтобы были, подобно им, чистыми, честными, добрыми, милосердными. Поднимают свой голос против человеческих пороков, против тиранов и деспотов. И как дети обижаются, возмущаются, если люди не понимают их, не прислушиваются к их голосу, если выступают против них, даже преследуют их, подвергают остракизму.
Тираны и деспоты ненавидят великих людей. Тираны и деспоты могут обманывать, угрозами заставить молчать темный народ. Или народ не понимает хитрость, коварство, жестокость правителей и их власти. Но тираны и деспоты не могут ни обмануть, ни напугать, ни заставить замолчать великих, благородных людей. Ибо последние видят несправедливость, жестокость, бесчеловечность, коварство, преступления деспотов, тиранов против народа. Великие люди не хотят быть марионетками в их руках. Они не продаются, не предают. Потому тираны, деспоты, диктаторы их либо уничтожают, либо изгоняют из своего государства, либо до самой смерти содержат их в бедности, в постоянной нужде, натравливая на них всяких подонков, которые легко продаются и покупаются. Однако, тираны и деспоты нуждаются в мудрых, ученых людях. Но только в тех, которых легко купить, безнравственных и беспринципных.
Аристотель наиболее выдающихся своих сограждан отправлял в изгнание: "Да не будет никто из нас лучшими, - смиренно заключал он при этом, - не то пусть живет он в другом месте и у других",
Ибн Фадлан, побывавший у волжских булгар в Х веке, писал: "Когда видят они человека подвижного и сведущего в делах, то говорят: этому человеку приличествует служить богу. Посему берут его, кладут ему на шею веревку и вешают на дерево"..
VII веке до наше эры тиран Коринфа Периандр отправил к милетскому тирану Фрасибулу посла, поручив ему разузнать у тирана, как установить ему в государстве порядок. Фрасибул отправился с послом за город, пишет Геродот, вышел с ним на засеянное поле и, гуляя по полю, несколько раз переспрашивал, зачем он приехал из Коринфа. При этом Фрасибул всякий раз,когда видел какой-нибудь колос, возвышавшийся над другими, срывал его и выбрасывал. Он делал это до тех пор, пока не уничтожил все самые лучшие и высокие колосья на ниве. Пройдя через все поле, Фрасибул отпустил посла, так и не дав ему никакого ответа.
Посол вернулся к Периандру и рассказал, как этот сумасшедший человек портил свое собственное добро, но не дал ответа. Периандр понял, что Фрасибул советует ему уничтожать людей, возвышающихся над толпой.
Древнекитайский философ Лао-цзи считал, что одна из главных задач правителя заключается в том, чтобы ограждать своих поданных от знаний и подавлять их интеллект.
В мировой истории одна из самых неисправимых и губительных ошибок деспотических властей заключается в том, что они не хотели или не умели уважать, почитать мудрых благородных людей в государстве. Из-за неуважительного отношения к таким людям в мировой истории многие правители потеряли свои троны, а иные лишились своих голов. Распадались великие империи. Государства, правители и власти, которые бережно относились к своим мудрым, благородным интеллектуалам, наоборот, выиграли во всех отношениях.
На боль родины и народа первыми отзываются сердца мудрых, благородных людей. Они первыми поднимаются на защиту родины и народа, отдают свои жизни во имя их свободы, чести и достоинства. Но славу, заслуженную ими, правители присваивают себе...