Издревле горцы чтили и берегли семейные устои. Сформировавшиеся веками обычаи и традиции определяли, как должны вести себя члены основной ячейки общества, регламентировали права и обязанности каждого в семье. А одним из главных аспектов являлся выбор будущей спутницы жизни – подруги, хозяйки очага, матери детей. Вот как описывалось отношение к женщине в газете «Кавказ» более века назад («Горянка – хозяйка», № 100 за 1876 год).
«...Один молодой человек, бедняк и круглый сирота, вознамерился наладить семейный быт. Не зная, что будет лучше – жениться и затем заводить хозяйство или обустроиться до женитьбы, – он стал искать совета у стариков, умудренных жизненным опытом. Однако все аксакалы отвечали, что вопрос слишком труден для однозначного решения. Лишь один назвал старца, живущего в другом ауле и много знающего.
Юноша оседлал коня и поехал за советом. На зов его вышел старик, седой, как лунь. Он пригласил путника в дом, оказал положенные почести. На другое утро, после завтрака, ожидать которого пришлось довольно долго, гость объяснил хозяину, по какому вопросу приехал. Подумав немного, старик ответил, что дело очень важное и он в нем не советчик. Однако немного выше живет его старший брат, который, возможно, будет полезен молодому человеку.
Второй старец на вид оказался моложе первого: подтянутый, полуседой. Выслушав просьбу, он сказал, что его совет вряд ли пригодится. Но высоко в горах живет третий брат, старше обоих. Тот наверняка поможет.
Молодой человек удивился встрече с самым старшим из братьев, который был на вид мужчиной средних лет, цветущего здоровья и с черными, как смоль, волосами. Зайдя в саклю и присев у очага, гость объяснил, зачем пожаловал. Хозяин сказал, что о деле поговорят позже, надо закусить с дороги, и велел жене поторопиться с обедом. После еды старик заметил, что неплохо бы утолить жажду.
- Чего вы желаете? – спросила жена.
- Вчера я положил на подвалку с десяток арбузов, достань один, - попросил хозяин.
Жена тотчас приставила лестницу к подвалку. Через некоторое время спустилась и сказала, что арбузов более нет.
- Не может быть! Я сам не долее как вчера положил арбузы. Посмотри лучше, - повысил голос старик.
Не возразив ни слова, женщина вновь принялась за поиски и повторила, что арбузов нет, наверное, кончились. Однако не унимавшийся хозяин в третий раз отправил ее на подвалку. Без каких-либо возражений и тени досады, жена поднялась по лестнице, через пару минут вернулась и говорит: «Я все обыскала, нет арбузов». «Ну, в таком случае делать нечего», - ответил муж и разрешил женщине заняться своими обычными делами.
Когда гость и хозяин остались одни, старик сказал юноше: «Принятое тобой намерение чрезвычайно важно, и ты хорошо сделал, что прежде, чем жениться, пожелал узнать мнение более опытных людей. Ты говоришь, что круглый сирота и не имеешь ни кола, ни двора. Поэтому для начала выбери подходящее место и построй саклю. Тотчас после этого женись, и лишь затем заводи хозяйство. Однако спутницу выбирай осмотрительно, потому что если попадется дурная жена, самый благоустроенный быт придет в разорение. Напротив, хорошая жена – душа хозяйства. Если в твоем доме не будет ничего, кроме четырех стен, она сумеет принять и проводить всех твоих друзей и родственников, не заставляя тебя краснеть. Она употребит в пользу даже немногое, что ты сможешь приобрести».
Лучшим примером того, что значит хорошая жена, сказал старик, служат его братья. Первый, к которому заехал юноша, самый молодой, однако весь седой и немощный. Виною тому не что иное, как дурная и злая жена его. Ни один день не обходится у них без ссоры. Он богат, однако кушанья в его доме скудны и невкусны, постель холодная и грязная. Огорчения раньше времени состарили младшего брата.
Средний сохранился лучше, потому как его жена не так дурна и зла. «Сам же я, - заключил старший из братьев, - бодр, весел и здоров благодаря хорошей жене. Ты видел, сколько раз я посылал ее за арбузами, которых и в помине не было, поскольку не сезон им в это время. Однако женщина не показала и тени недовольства, делая то, что я ей приказал».
Молодой человек поблагодарил хозяина за добрый совет и сказал: «Слова твои заставляют меня сомневаться, в состоянии ли я буду осуществить намерение. Такие женщины, как твоя жена, вероятно, редки, и где мне, бедняку и сироте, отыскать подобную?» Старик ответил, что юноша ему понравился, и он с готовностью отдал бы за него дочь, если б имел такую. Впрочем, у его сестры есть девица на выданье, отец и мать предоставили дяде право определить ее судьбу. «Мне кажется, что эта девушка тебе сгодится. Сегодня ночуй у меня, а завтра поедем к родственникам», - закончил хозяин.
Наутро поехали в аул, где жила сестра старика. Последний повел гостя прямо в женскую половину сакли, усадил рядом с собой на почетное место. Племянница радостно обняла дядю, начала весело болтать и шутить. Тот оборвал ее восторг: «Какая ты бесстыдница! В комнате сидит жених, а ты так безобразно себя ведешь, вешаешься мне на шею». Девушка, озадаченная такими словами, отошла в угол. А вскоре появилась мать, несущая закуски. После небольшой трапезы брат обратился к сестре.
- Я пришел не просто так. Знакомься: это наш будущий зять. Парень хороший, скромный, работящий.
- О каком женихе ты говоришь? – возразила сестра. – Разве не знаешь, что дочь сосватана за нашего одноаульца? Скоро свадьба.
- Ничего не хочу слышать, - вспылил старик. – Ты сама поручила мне выдать девушку замуж. Разве забыла? Я тогда же, возвратившись от вас, засватал ее за этого юношу. Теперь, когда она достигла положенного возраста, хочу осуществить свое намерение и ни за что не отступлюсь.
Подошедший муж женщины поддержал шурина, однако мать не сдавалась. В итоге решили пойти вместе с родней односельчанина, также претендующего на руку невесты, к мулле за разрешением спора. Последний, внимательно выслушав обе стороны, вынес вердикт: прав тот, кто первым намерился жениться, то есть судьбу девушки определил ее дядя. Тут же молодую засватали за юношу, мулла написал «накях», а старик уплатил за парня калым родителям невесты.
Радостный и довольный, вернулся молодой человек в родной аул. Не мешкая, смастерил саклю и привез в нее верную подругу. Вскоре парень нанялся в работники, по прошествии срока найма вернулся домой с десятью рублями. Обратился к жене со следующими словами: «Вот десять рублей. Ты знаешь, что у нас нет никакого хозяйства. На что, по твоему мнению, лучше израсходовать эти деньги?» Жена ответила, что лучше купить то, что ему понравится. Решили приобрести несколько коз. «Лучшего и придумать нельзя, - обрадовалась молодая. – Козы будут давать нам молоко, принесут козлят. Будет чем угостить твоих гостей». На другое утро муж отправился на базар и осуществил свое намерение. Вскоре козы расплодились, молодожены были довольны и счастливы.
Однажды на заре муж, ни говоря жене ни слова, погнал всех коз на базар, продал и на вырученные деньги купил скакуна. Войдя в саклю, сказал жене: «Ты, верно, не знаешь, что я сегодня сделал? Я продал всех наших коз и купил коня». «Отлично поступил, - ответила женщина. – Тебе, как мужчине, необходимо было иметь коня. Он, конечно, принесет пользы больше, чем козы». Затем, радостно улыбаясь, подала обед.
Спустя некоторое время муж увидел проезжавший мимо аула караван. Желая узнать, откуда и куда идут путники, он вскочил на своего коня и поскакал навстречу. Приветствовав проезжавших, и узнав желаемое, всадник уже хотел возвратиться домой, когда заметил на голове одного из погонщиков белую папаху. Он обратился к последнему с предложением поменяться головными уборами. Хозяин папахи наотрез отказался, однако проситель настаивал, а под конец поклялся, что готов отдать взамен своего коня. Караванщики, полагая, что мужчина шутит и ни за что не отдаст за шапку скакуна, стали над ним подтрунивать: «Ох, и достанется тебе от жены за такой обмен. Не на чем будет папаху носить !» Но парень не унимался. Тогда хозяин каравана обратился к нему: - Держу спор, что жена выгонит тебя из дома, когда узнает, что ты променял коня на шапку, если только она не полоумная. Случится, что окажусь неправ, готов отдать в полную твою собственность весь этот караван с товарами. Что ты предложишь взамен?
- Я не имею никакого состояния, - ответил тот , – и если проиграю, мы с женой поступим к тебе пожизненными батраками.
Договорились, что с ним пойдут двое доверенных людей, которые тайком подслушают разговор молодого человека с женой. Взамен коня отдали белую папаху. Закинув седло за спину, мужчина вошел в дом, сел, угрюмый, у очага и сказал жене без обиняков: «Я променял своего коня на эту белую папаху». Жена, раздувавшая огонь, спокойно встала и с веселым, смеющимся лицом ответила: «Очень хорошо. Пусть этот скакун будет искупительной жертвой от всех будущих болезней. Почему ты печалишься? Ведь каждый желает состояния, чтобы получать от него удовольствие. На коня ты выменял понравившуюся вещь. Она доставила тебе удовольствие, которого ты очень желал. Ничего лучшего не могло быть, и печалиться совсем незачем».
Услышав это, посланцы хозяина каравана вернулись и рассказали, как жена отнеслась к поступку мужа.
Слово мужчины – закон, и молодые получили весь караван. Так муж в один день стал богатым благодаря кроткому нраву и добропорядочности своей жены...»