Несанкционированный митинг в центре Грозного устроили ингуши, требующие отобрать у Осетии Пригородный район, и присоединить его к Чечено-Ингушетии.
Тогда, после долгих уговоров, "майдан" был разогнан...
16 января 1973 года ингуши заполнили площадь им. Ленина перед зданием Чечено-Ингушского обкома КПСС в г. Грозном. Митинг, начавшийся в 10 часов утра, беспрерывно продолжался до 4 часов утра 19 января 1973 года.
В Грозный прибыло несколько высокопоставленных лиц во главе с председателем Совета Министров РСФСР Соломенцевым. Дело окончилось тем, что были поданы автобусы, на каждом из них было обозначено название селения. Демонстрантам было предложено отправиться по домам. Им было дано заверение, что они не будут подвергнуты преследованиям. Но несколько сот человек, в основном молодежь, остались. Против них были брошены пожарные команды с брандспойтами и милиционеры с дубинками…
Целый ряд партийных и советских работников районного звена были смещены со своих должностей и заменены русскими кадрами. Ряд организаторов митинга получили тюремные сроки.
Апряткин А. А. – первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС:
…Как установлено, эти события не являются случайными. Они возникли под воздействием националистически настроенных элементов, которые длительное время создавали и нагнетали нездоровую обстановку среди части ингушского населения. С целью создания авторитета в среде отдельных представителей творческой и инженерно-технической интеллигенции, они выдавали себя как “борцов за народное дело”, за всех “обиженных и угнетенных”. Отдельные неудачи в служебной деятельности некоторых лиц из числа чеченцев и ингушей, отсутствие у них инициативы и творчества в работе, злоупотребление служебным положением и принимаемые к ним в связи с этим меры воздействия они пытаются представить это в извращенном виде, как следствие якобы засилия русских в республике, по вине которых умышленно сдерживается рост национальных кадров и ущемляются национальные интересы чеченцев и ингушей.
Являясь откровенными националистами, они в извращенном виде истолковывают ленинские положения по национальному вопросу. Демагогически спекулируя на национальных и религиозных чувствах отдельной политически незрелой части ингушского населения, используя пережитки в части приверженности к земле своих предков, эти лица выдвигали необоснованные требования в передаче Пригородного района из Северной Осетии в Чечено-Ингушскую АССР, заселения его ингушами, допускали оскорбительные выпады против других национальностей и тем самым спровоцировали антиобщественные выступления в г. Грозном 16-19 января этого года, чем нанесли определенный морально-политический ущерб многонациональной семье трудящихся республики.
…Товарищи! Имевшие место события свидетельствуют о серьезных недостатках и ошибках в работе по идейно-политическому воспитанию трудящихся, особенно ингушской национальности. Она, эта работа, как справедливо отмечается в постановлении ЦК КПСС, зачастую ведется формально, без должной связи с конкретной обстановкой, не всегда нацеливается против чуждых взглядов. В идеологической работе плохо учитываются национальные особенности и специфика исторического развития ингушского народа, и прежде всего то обстоятельство, что значительная его часть до сих пор подвержена влиянию мусульманской религии и ее реакционных традиций, а также еще сохраняющихся родовых, плановых, националистических пережитков и обычаев.…Под видом борьбы за самобытность чеченского и ингушского народов националистические элементы стремятся сохранить реакционные пережитки национальной обособленности. Они распространяют версию о якобы проводимой русскими линии на предвзятое отношение к чеченцам и ингушам как к малым народам, на их притеснение умышленное торможение развития национальной культуры и роста национальных кадров.
Дорохов М.А. – секретарь обкома партии:
“… оценка событий в районе сводилась к тому, что все беды, мол, идут от того, что Пригородный район не входит в состав Чечено-Ингушетии. Кстати, многие работники и поныне склонны свести весь вопрос к границам с Осетией и не видят или не хотят видеть, что Пригородный район для националистов только ширма, только повод, чтобы осуществить свои далеко идущие замыслы. В этой связи необходимо напомнить, что в насквозь клеветнической писанине “О судьбах ингушского народа”, в выступлениях на площади им. Ленина в Грозном националисты во главу ставили: долой из Пригородного района осетин, а русских с руководящих постов в республике. Доказывалась невозможность ингушам оставаться в Чечено-Ингушетии – даешь самостоятельную Ингушскую Республику! Разве тут дело в Пригородном районе? Все это больше перекликается с программой и уставом разоблаченной в годы Великой Отечественной войны буржуазно-националистической организацией “Партия Кавказских братьев”, где говорилось: “В партию принимается всякий совершеннолетний брат-мужчина, из коренных кавказских братских народов, за исключением русских, евреев, а также настоящих членов и кандидатов РКП(б)…”
Вот, товарищи, куда пытались тянуть ингушский народ националисты, маскируя все свои намерения под проблему возвращения Пригородного района…”
Боков X.X. – секретарь обкома партии:
“Сегодня на этом пленуме обкома партии мне хотелось бы остановиться и еще на одном, на наш взгляд, чрезвычайно важном вопросе. Это о том, как у нас истолковывается акт выселения чеченцев и ингушей в период Великой Отечественной войны. Дело, товарищи, в том, что после восстановления республики, особенно перед событиями 16-19 января с.г. в г. Грозном да и сейчас националистические элементы усиленно спекулируют на акции выселения чеченцев и ингушей в годы Великой Отечественной войны. Они развернули разнузданную пропаганду среди чечено-ингушского населения, особенно среди молодежи, доказывая, что выселение якобы является лишь результатом произвола культа личности, внушая людям, что для такой акции не было ни оснований, ни причин… Они стремятся внушить ингушам, что справедливость к ним до сих пор не восстановлена.
…Читая некоторые сочинения старшеклассников, курсовые работы студентов, убеждаешься, что в еще неоформившееся сознание некоторых молодых людей проникают ядовитые семена националистической пропаганды. Не только я, – пишет один из студентов в своей курсовой работе, – но и мои дети не смогут забыть черных дней выселения и простить это…” …
Подчеркивая одну только эту сторону в этом вопросе, мы упускаем главное – что выселение было мерой вынужденной. Для этого было основание. Она тогда вызывалась массовым сотрудничеством местного населения из числа чеченцев и ингушей с немецко-фашистскими оккупантами, изменой значительной части чеченцев и ингушей Советской Родине…
…И не случайно в этот период в целом ряде районов республики активизировали свою деятельность большое количество антисоветчиков, политбанд, которые располагали огромной силой и количеством, и оснащенностью вооружением… Деятельность этих банд носила не просто уголовный характер, а и политический. Они активно действовали против Советской власти, формируясь в профашистские подпольные организации. Вскоре эти банды начали действовать совместно с немецко-фашистскими диверсионно-разведывательными группами. При приближении врага к Чечено-Ингушетии члены этих политбанд и диверсионных немецко-фашистских групп стали объединяться в подпольные антисоветские организации под названиями: “Чечено-Горская национал-социалистическая подпольная организация”, “Национал-социалистическая партия кавказских братьев”… Эти организации и политбанды поддерживали связь со ставкой Гитлера…
…Естественно, что для наведения порядка в республике, подавления этой антисоветской силы, для того, чтобы обезопасить тыл нашей армии, Советское правительство вынуждено было оторвать от действующего против немецко-фашистских захватчиков фронта целых два воинских соединения.
…Все это, на наш взгляд, и вынудило правительство пойти на эту крайнюю меру, чтобы покончить с антисоветскими действиями политбанд, которые укрывались в значительной части чечено-ингушского населения.
Информация
обкома партии в ЦК КПСС о ходе выполнений постановления ЦК КПСС от 13 марта 1973 года “Об антиобщественных националистических проявлениях в г. Грозном”.
Как показывает анализ поступающей информации о негативных процессах, значительная часть ингушского населения по-прежнему считает, что вопрос о Пригородном районе не решен и он должен быть рано или поздно возвращен в состав Чечено-Ингушской АССР. Уполномоченный по заготовкам металла Имагожев Б. в августе с.г. в присутствии многих работников управления “Вторчермет” заявил: “Я могу поклясться на Коране, что справедливость восторжествует и Пригородный район будет наш”.
Националистически настроенные и незрелые лица высказывают намерение продолжать “борьбу за ингушские земли” путем массового направления писем и заявлений в центральные инстанции и таким образом заставить правительство передать Пригородный район ЧИ АССР. Нередко отмечаются высказывания о необходимости бороться за “свои земли любыми путями”. Так, например, один из студентов Грозненского нефтяного института, обсуждая вопрос о Пригородном районе, заявил: “Нас, ингушей, во время январских событий обливали водой и били, но мы себя еще покажем и к этому вопросу еще вернемся”. Работник Назрановской трикотажной фабрики имевшее место сборище в г. Грозном считает правомерным, крайне отрицательно относится к осетинскому населению, в одной из бесед заявил: “…я не верю в положительное решение вопроса о Пригородном районе с помощью писем и делегаций в ЦК КПСС, надо действовать решительнее”.
Тогда, после долгих уговоров, "майдан" был разогнан...
16 января 1973 года ингуши заполнили площадь им. Ленина перед зданием Чечено-Ингушского обкома КПСС в г. Грозном. Митинг, начавшийся в 10 часов утра, беспрерывно продолжался до 4 часов утра 19 января 1973 года.
В Грозный прибыло несколько высокопоставленных лиц во главе с председателем Совета Министров РСФСР Соломенцевым. Дело окончилось тем, что были поданы автобусы, на каждом из них было обозначено название селения. Демонстрантам было предложено отправиться по домам. Им было дано заверение, что они не будут подвергнуты преследованиям. Но несколько сот человек, в основном молодежь, остались. Против них были брошены пожарные команды с брандспойтами и милиционеры с дубинками…
Целый ряд партийных и советских работников районного звена были смещены со своих должностей и заменены русскими кадрами. Ряд организаторов митинга получили тюремные сроки.
Апряткин А. А. – первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС:
…Как установлено, эти события не являются случайными. Они возникли под воздействием националистически настроенных элементов, которые длительное время создавали и нагнетали нездоровую обстановку среди части ингушского населения. С целью создания авторитета в среде отдельных представителей творческой и инженерно-технической интеллигенции, они выдавали себя как “борцов за народное дело”, за всех “обиженных и угнетенных”. Отдельные неудачи в служебной деятельности некоторых лиц из числа чеченцев и ингушей, отсутствие у них инициативы и творчества в работе, злоупотребление служебным положением и принимаемые к ним в связи с этим меры воздействия они пытаются представить это в извращенном виде, как следствие якобы засилия русских в республике, по вине которых умышленно сдерживается рост национальных кадров и ущемляются национальные интересы чеченцев и ингушей.
Являясь откровенными националистами, они в извращенном виде истолковывают ленинские положения по национальному вопросу. Демагогически спекулируя на национальных и религиозных чувствах отдельной политически незрелой части ингушского населения, используя пережитки в части приверженности к земле своих предков, эти лица выдвигали необоснованные требования в передаче Пригородного района из Северной Осетии в Чечено-Ингушскую АССР, заселения его ингушами, допускали оскорбительные выпады против других национальностей и тем самым спровоцировали антиобщественные выступления в г. Грозном 16-19 января этого года, чем нанесли определенный морально-политический ущерб многонациональной семье трудящихся республики.
…Товарищи! Имевшие место события свидетельствуют о серьезных недостатках и ошибках в работе по идейно-политическому воспитанию трудящихся, особенно ингушской национальности. Она, эта работа, как справедливо отмечается в постановлении ЦК КПСС, зачастую ведется формально, без должной связи с конкретной обстановкой, не всегда нацеливается против чуждых взглядов. В идеологической работе плохо учитываются национальные особенности и специфика исторического развития ингушского народа, и прежде всего то обстоятельство, что значительная его часть до сих пор подвержена влиянию мусульманской религии и ее реакционных традиций, а также еще сохраняющихся родовых, плановых, националистических пережитков и обычаев.…Под видом борьбы за самобытность чеченского и ингушского народов националистические элементы стремятся сохранить реакционные пережитки национальной обособленности. Они распространяют версию о якобы проводимой русскими линии на предвзятое отношение к чеченцам и ингушам как к малым народам, на их притеснение умышленное торможение развития национальной культуры и роста национальных кадров.
Дорохов М.А. – секретарь обкома партии:
“… оценка событий в районе сводилась к тому, что все беды, мол, идут от того, что Пригородный район не входит в состав Чечено-Ингушетии. Кстати, многие работники и поныне склонны свести весь вопрос к границам с Осетией и не видят или не хотят видеть, что Пригородный район для националистов только ширма, только повод, чтобы осуществить свои далеко идущие замыслы. В этой связи необходимо напомнить, что в насквозь клеветнической писанине “О судьбах ингушского народа”, в выступлениях на площади им. Ленина в Грозном националисты во главу ставили: долой из Пригородного района осетин, а русских с руководящих постов в республике. Доказывалась невозможность ингушам оставаться в Чечено-Ингушетии – даешь самостоятельную Ингушскую Республику! Разве тут дело в Пригородном районе? Все это больше перекликается с программой и уставом разоблаченной в годы Великой Отечественной войны буржуазно-националистической организацией “Партия Кавказских братьев”, где говорилось: “В партию принимается всякий совершеннолетний брат-мужчина, из коренных кавказских братских народов, за исключением русских, евреев, а также настоящих членов и кандидатов РКП(б)…”
Вот, товарищи, куда пытались тянуть ингушский народ националисты, маскируя все свои намерения под проблему возвращения Пригородного района…”
Боков X.X. – секретарь обкома партии:
“Сегодня на этом пленуме обкома партии мне хотелось бы остановиться и еще на одном, на наш взгляд, чрезвычайно важном вопросе. Это о том, как у нас истолковывается акт выселения чеченцев и ингушей в период Великой Отечественной войны. Дело, товарищи, в том, что после восстановления республики, особенно перед событиями 16-19 января с.г. в г. Грозном да и сейчас националистические элементы усиленно спекулируют на акции выселения чеченцев и ингушей в годы Великой Отечественной войны. Они развернули разнузданную пропаганду среди чечено-ингушского населения, особенно среди молодежи, доказывая, что выселение якобы является лишь результатом произвола культа личности, внушая людям, что для такой акции не было ни оснований, ни причин… Они стремятся внушить ингушам, что справедливость к ним до сих пор не восстановлена.
…Читая некоторые сочинения старшеклассников, курсовые работы студентов, убеждаешься, что в еще неоформившееся сознание некоторых молодых людей проникают ядовитые семена националистической пропаганды. Не только я, – пишет один из студентов в своей курсовой работе, – но и мои дети не смогут забыть черных дней выселения и простить это…” …
Подчеркивая одну только эту сторону в этом вопросе, мы упускаем главное – что выселение было мерой вынужденной. Для этого было основание. Она тогда вызывалась массовым сотрудничеством местного населения из числа чеченцев и ингушей с немецко-фашистскими оккупантами, изменой значительной части чеченцев и ингушей Советской Родине…
…И не случайно в этот период в целом ряде районов республики активизировали свою деятельность большое количество антисоветчиков, политбанд, которые располагали огромной силой и количеством, и оснащенностью вооружением… Деятельность этих банд носила не просто уголовный характер, а и политический. Они активно действовали против Советской власти, формируясь в профашистские подпольные организации. Вскоре эти банды начали действовать совместно с немецко-фашистскими диверсионно-разведывательными группами. При приближении врага к Чечено-Ингушетии члены этих политбанд и диверсионных немецко-фашистских групп стали объединяться в подпольные антисоветские организации под названиями: “Чечено-Горская национал-социалистическая подпольная организация”, “Национал-социалистическая партия кавказских братьев”… Эти организации и политбанды поддерживали связь со ставкой Гитлера…
…Естественно, что для наведения порядка в республике, подавления этой антисоветской силы, для того, чтобы обезопасить тыл нашей армии, Советское правительство вынуждено было оторвать от действующего против немецко-фашистских захватчиков фронта целых два воинских соединения.
…Все это, на наш взгляд, и вынудило правительство пойти на эту крайнюю меру, чтобы покончить с антисоветскими действиями политбанд, которые укрывались в значительной части чечено-ингушского населения.
Информация
обкома партии в ЦК КПСС о ходе выполнений постановления ЦК КПСС от 13 марта 1973 года “Об антиобщественных националистических проявлениях в г. Грозном”.
Как показывает анализ поступающей информации о негативных процессах, значительная часть ингушского населения по-прежнему считает, что вопрос о Пригородном районе не решен и он должен быть рано или поздно возвращен в состав Чечено-Ингушской АССР. Уполномоченный по заготовкам металла Имагожев Б. в августе с.г. в присутствии многих работников управления “Вторчермет” заявил: “Я могу поклясться на Коране, что справедливость восторжествует и Пригородный район будет наш”.
Националистически настроенные и незрелые лица высказывают намерение продолжать “борьбу за ингушские земли” путем массового направления писем и заявлений в центральные инстанции и таким образом заставить правительство передать Пригородный район ЧИ АССР. Нередко отмечаются высказывания о необходимости бороться за “свои земли любыми путями”. Так, например, один из студентов Грозненского нефтяного института, обсуждая вопрос о Пригородном районе, заявил: “Нас, ингушей, во время январских событий обливали водой и били, но мы себя еще покажем и к этому вопросу еще вернемся”. Работник Назрановской трикотажной фабрики имевшее место сборище в г. Грозном считает правомерным, крайне отрицательно относится к осетинскому населению, в одной из бесед заявил: “…я не верю в положительное решение вопроса о Пригородном районе с помощью писем и делегаций в ЦК КПСС, надо действовать решительнее”.
Отдел мониторинга "Чеченпресс".