Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Взаимоотношения вайнахов с кавказскими народами

В XVI-XVIII вв. горцы Чечено-Ингушетии соседствовали с народами Дагестана на востоке, с Грузией - на юге, с осетинами и кабардинцами - на западе, с русскими и кочевыми ногайцами - на севере. Взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Дагестаном. Вайнахи, кумыки, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины имели давние хозяйственные и политические связи.

 

Недаром восточные путешественники называли территорию от Каспия до Сунжи и верхов Терека одним именем - Дагестан.

 

Дагестанцы и вайнахи совместно сражались против турок под Дербентом и Шемахой в 1582-1584 гг., отражали набеги иранцев и походы царских воевод в XVII в. Несколько чеченских аулов входили даже в состав многонациональных феодальных княжеств Дагестана, возникали и совместные политические объединения - как, например, Эндерийское княжество, имевшее кумыкско-чеченское население.

Горцы Чечено-Ингушетии и Дагестана приходили друг другу на помощь в ходе антифеодальных и освободительных движений. Так было в 1605, 1659, 1708, в 1757-1758 гг., 1786- 1791 гг. и в другие годы.

Тесные политические и классовые связи дагестанских народов и вайнахов имели прочную экономическую и культурную основу: имелись совместно используемые пастбища и покосы, практиковалась взаимовыгодная торговля, создавались совместные поселения. Вайнахи жили целыми кварталами в Эндерее, Аксае, а кумыки, лакцы и аварцы селились в Брагунах, Девлет-Гирей-юрте, Бамат-юрте и в других аулах. Они знали языки друг друга, часты были взаимные браки. Со стороны Дагестана к вайнахам шла письменность на основе арабской графики, проникали знания из восточных наук, распространялись некоторые ремесла и профессиональные навыки.

Народы Чечено-Ингушетии и Грузия. В ходе героической борьбы грузинского народа с иранскими и турецкими захватчиками в XVI-XVIII вв. горы Кавказа служили ему опорной базой и резервом. Через чечено-ингушскую территорию осуществлялись связи Грузии с Российским государством.

Ряд вайнахских вождей и старшин имели дружеские, союзнические отношения с грузинскими царскими домами, помогали грузинским посольствам, оказывали военную помощь.

Самая северная точка границы Грузии начиналась в Дарьяльском ущелье с вайнахского аула "Черебашев" (Гвилети). Вайнахи, которых грузины называли "кисты", наравне с хевсурами, тушинами и пшавами спасали в 30-е годы XVII в. царя Теймураза, а в 50-х годах возник даже военный союз Шибута (Шатой) с грузинскими горцами, направленный против иранских захватчиков. Позже в ингушских и осетинских аулах скрывался и беглый царь Арчил.

В XVIII в. вайнахские отряды не раз уходили на службу в Грузию, некоторые из ингушских старшин получали даже постоянное жалованье от Ираклия II. Из Грузии в Чечено-Ингушетию поступали разнообразные товары, сами грузины вывозили от горцев хлеб, бурки, войлоки. Возникали совместные поселения на Тереке, куда бежали грузины из иранского и турецкого плена.

Развивались культурные и родственные связи. Общества Майсты, Маьлхи, Галгай и другие имели с горными грузинами общие культовые сооружения и совместные народные празднества; значительная часть тушинцев являлась вайнахами по языку и культуре (так называемые "бацой").

Вайнахо-осетинские связи. В основе дружбы двух народов лежало не только близкое географическое соседство, общность исторических судеб и культур, но и известное единство этнического происхождения. В 1563 г. вайнахи и осетины сражались рука об руку в верховьях Терека с нашествием кабардинских князей и царских войск, вместе обеспечивали безопасность русских и грузинских посольств в XVI-XVIII вв., участвовали в совместных действиях на стороне грузин в битвах с иранцами и турками, единым фронтом выступали против посягательств соседних феодалов.

Ряд крупных осетинских фамилий имели общее происхождение с ингушскими, относясь к одному родственному коллективу - Дударовы, Плиевы, Яндиевы (Андиевы) и т. д. Осетины и ингуши в XVI-XVIII вв. имели сходные языческие верования и общие культовые праздники. Часты были взаимные браки и взаимопереселения. В ряде аулов было смешанное население.

Взаимоотношения вайнахов с кабардинцами. Кабардинцы появились на равнинах западной части Чечено-Ингушетии к рубежу XV-XVI вв., в результате миграции с Кубани и Пятигорья. К середине XVI в. кабардинские феодалы пытались овладеть некоторыми вайнахскими землями, в том числе перевальными дорогами в Грузию и переправами через Терек и Сунжу. В конце концов они потерпели неудачу. Однако вместе с тем развивались союзнические отношения кабардинских и вайнахских феодалов. В 1588г. Ших-мурза Окоцкий и кабардинский князь Алкас отправили совместное посольство в Москву, в 1605 г. вместе ездили в Россию кабардинский князь Сунчалей и вайнахский мурза Батай.

В сложных политических условиях XVI-XVIII вв. вайнахи и кабардинцы не раз выступали вместе, участвовали в сражениях с кочевниками, с османскими захватчиками, с царскими войсками. Вместе сражались они и в составе русских войск против врагов России. Окочанская слобода (вместе с Черкасской слободой в Терках) управлялась выходцами из кабардинской знати. Их привлекали и к военно-дипломатической деятельности Москвы на Кавказе.

Дружба между Чечней и Кабардой в XVIII в. настораживала царские власти. Они требовали разрыва отношений чеченцев и кабардинцев, угрожая даже военной силой.

Кабарда являлась и важным торговым партнером. Ингуши получали здесь соль и ткани, чеченцы - породистых лошадей. Многочисленные выходцы из Кабарды селились в чеченских аулах по Тереку, в Шали и Герменчике. И вайнахи, случалось уходили на кабардинские земли. Завязывались и родственные связи посредством взаимных браков.

Связи с соседними народами имели огромное значение для вайнахов. Тема дружбы с дагестанскими, кабардинскими, русскими, грузинскими, осетинскими и ногайскими благородными героями вошла в вайнахский песенный фольклор, служила объектом воспевания и средством воспитания подрастающего поколения.

  Я.З. Ахмадов, Ш. Б. Ахмадов, М. Х. Багаев, Х. А. Хизриев.