10 февраля, исполняется ровно 50 лет со дня начала громкого судебного процесса еще зарождавшейся тогда брежневской эпохи над советскими писателями-диссидентами Андреем Синявским и Юлием Даниэлем.
КГБ арестовал Синявского и Даниэля в сентябре 1965 года, когда стало известно, что они являются авторами рассказов, изданных за границей под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак.
Всё, что было запрещено к публикации в СССР и напечатано на Западе - как тогда говорили, в "тамиздате", - расценивалось властями как порочащее советский государственный и общественный строй.
Преследовали за такое и раньше, но всё же во времена хрущевской оттепели подобные переходы границы дозволенного карались менее строго.
Так, Борис Пастернак после публикации на Западе "Доктора Живаго" и присуждения ему Нобелевской премии в 1958 году, хотя и подвергся на родине жесточайшей травле, но тюрьмы избежал.
Синявскому и Даниэлю повезло меньше. Их судили по статье "антисоветская агитация и пропаганда", закрытые слушания длились четыре дня и завершились обвинительным приговором - семь лет колонии строгого режима Синявскому и пять лет - Даниэлю. Подсудимые вину не признали.
Процесс Синявского и Даниэля вызвал тревогу в интеллигентских кругах в СССР и на Западе, и был воспринят как конец хрущевской оттепели.
Дела Синявского и Даниэля, как и еще нескольких диссидентов, были пересмотрены лишь при Михаиле Горбачеве в 1991 году - обвинительные приговоры отменили за отсутствием состава преступления. Даниэль умер в декабре 1988 года и до реабилитации не дожил.
В архивах Русской службы Би-би-си есть аудиозаписи о деле Синявского и Даниэля.
К 20-летию процесса продюсер Русской службы Би-би-си Нина Ставиская сделала передачу о суде над писателями-диссидентами. Она поговорила со своей коллегой Натальей Рубинштейн - подругой Синявских - о том, как процесс восприняла литературная интеллигенция России, а также со славистом и историком Джеффри Хоскингом - о том, какова была реакция на Западе. В передаче участвует правозащитница Людмила Алексеева, рассказавшая, как вокруг дела Синявского и Даниэля сплотились инакомыслящие в Советском Союзе.
В 1971 году Андрей Синявский, отбыв шесть лет из семи, был освобожден из лагеря. В 1973 году они с женой Марией Розановой эмигрировали во Францию. Юлий Даниэль отсидел свой срок полностью и после освобождения остался в СССР. Вскоре после смерти Даниэля Синявские дали интервью Русской службе Би-би-си о своем покойном друге. Интервью осталось в архивах только в неотредактированном виде. В беседе с Натальей Рубинштейн первый вопрос был задан Марии Розановой: почему друзья называли Даниэля "бандитом"?
В 1991 году в литературном разделе передачи Русской службы Би-би-си Андрей Синявский читал отрывки из своей книги "Иван-дурак: очерки русской народной веры", вышедшей незадолго до того в Париже. Как рассказывала продюсер передачи Наталья Рубинштейн, книга подводит итог многолетним наблюдениям писателя за историей русского народного и религиозного творчества. Первая ее глава называется "Цветовая природа прекрасного".
В интервью, которое записал оксфордский студент Николас Балон в квартире Юлия Даниэля в Москве в 1985 году, писатель признался, что совсем не хотел заниматься политической сатирой. "Для меня было гораздо важнее быть честным перед самим собой, и чтобы мои произведения нашли путь к русскоязычному читателю", - рассказал он. Даниэль объяснил, почему, зная, что рискует оказаться в советской тюрьме, он всё же решил опубликовать свои рассказы за границей.
Источник: bbc.ru