«Страны Балтии никогда не испытывали абсолютно никаких иллюзий в отношений Москвы» отмечает директор центра Европейских инициатив Евгений Криштафович. По его мнению уровень вранья, подмен и пропаганды российских государственных СМИ о происходящем в Эстонии превышает все возможные пороги критического восприятия. Об этом и многом другом он рассказал в интервью «Даланьюс»
–После аннексии Крыма и событий на востоке Украины главной темой всего мира сейчас,безусловно, является Россия, Путин… Какой позиций в этом отношений придерживается эстонский народ?
– Позиция Эстонии практически не отличается от общей позиции Европейского Союза и НАТО в части военной агрессии России в отношении Украины и аннексии Крыма.
Наше государство,безусловно, осуждает любые попытки пересмотра государственных границ в современном мире путём военного вмешательства и силового захвата территорий. В Эстонии еженедельно проходит акция солидарности с Украиной, когда десятки неравнодушных людей приходят к посольству с России с плакатами, требуя прекратить военные действия.
Это символический акт, который важен для нас также как в годы советской оккупации Эстонии был, эмоционально значим жест жителей Стокгольма, еженедельно организовывавших митинг с требованием освобождения нашей страны.
Мы являемся членами НАТО уже более 10 лет, и вся наша оборонная стратегия построена на отражении возможного удара с востока и активизаций союзнических усилий на противодействие агрессору. Если бы мы сегодня не были членами НАТО, путинские войска уже давно перешли бы нашу границу.
–Представляет ли Россия угрозу странам Балтии и возможно ли что она будет принимать какие-либо агрессивные меры в их отношении?
– От страны постоянного члена Совета Безопасности ООН, безусловно, ждёшь более ответственного поведения в международной политике и в отношениях со странами-соседями. Война в Грузии, война в Украине, а также крайне нестабильные отношения даже со странами СНГ указывают на то, что друзей у России не осталось, и она может в любой момент напасть на любое государство.
В этом смысле странам Балтии, которые никогда не испытывали абсолютно никаких иллюзий в отношении Москвы, в известном смысле проще – мы являемся членами НАТО уже более 10 лет, и вся наша оборонная стратегия построена на отражении возможного удара с востока и активизаций союзнических усилий на противодействие агрессору. Если бы мы сегодня не были членами НАТО, путинские войска уже давно перешли бы нашу границу.
–В целом эстоно-российские отношение, какие они?
– Нестабильные и абсолютно непредсказуемые, как отношения России практически со всеми западными партнёрами в настоящий момент.
Россия ворует с нашей территории сотрудников наших спецслужб, затягивает ратификацию договора о границе, создаёт напряжённость в приграничных областях – поводов для оптимизма в такой ситуации крайне мало.
–Считается ли у вас незнание русского языка нормальным? Мы слышали, что на русском можно беседовать только с туристами, приехавшими из России, а с русскоязычным населением страны следует разговаривать исключительно по-эстонски…
– На русском языке можно говорить в Эстонии почти с любым человеком старше 40 лет. Молодые эстонцы знают этот язык гораздо хуже. С ними придётся говорить на английском, английский знают все.
Русскоязычное население Эстонии за годы независимости в целом справилось с задачей выучить эстонский язык, поскольку он имеет статус государственного, и без знания эстонского найти престижную работу попросту невозможно.
Этот процесс не проходил гладко, особенно в 90-ые годы, но политика в области государственного языка всегда была достаточно эффективной: эстонский язык используется в науке, он постоянно развивается, терминология на эстонском языке существует во всех областях жизни, несмотря на то, что носителей эстонского языка в мире насчитывается чуть больше одного миллиона.
Родной язык для эстонцев является важнейшим средством самоидентификации, поскольку именно язык и ничто другое позволяет отличить эстонца от представителя другого народа.
И если современное руководство России заявляет, что крах Советского Союза – это крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ-ого века, то воспринимается это также чудовищно, как если бы канцлер Меркель заявила бы, что поражение Гитлера во Второй Мировой войне было для Европы или для Германии чем-то негативным.
– Сейчас в странах Прибалтики в руководящих политических кругах прослеживается антисоветская и антироссийская позиция.С чем это связано? В целом отношение эстонцев к своей истории, какое оно?
– Отношение к советской и нацистской оккупации Эстонии всегда было и остаётся одинаковым – это абсолютное зло. Уничтожение нашей государственной независимости, массовые репрессии в отношении мирного населения, депортации, преследование инакомыслящих и прочие атрибуты полувековой коммунистической эры на этой земле оставили в душе эстонцев незаживающие раны.
И если современное руководство России заявляет, что крах Советского Союза – это крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ-ого века, то воспринимается это также чудовищно, как если бы канцлер Меркель заявила бы, что поражение Гитлера во Второй Мировой войне было для Европы или для Германии чем-то негативным.
– Вы смотрите российское телевидение? Новости? Насколько русское информационное пространство сильна в Эстоний и как этому противостоят эстонские СМИ?
– Уровень вранья, подмен и пропаганды российских государственных СМИ о происходящем в Эстонии превышает все возможные пороги критического восприятия. Это очевидно для всех в стране, даже для той части русскоязычного населения, которое очень активно ностальгирует по советскому прошлому – времени, когда они имели исключительный статус по отношению к коренному населению.
Это автоматически девальвирует в глазах аудитории и ту информацию, которая касается стран, находящихся далеко от нас, о жизни которых мы, на самом деле, знаем достаточно мало, как например Казахстан.
– Можете назвать одно из ключевых достиженийЭстонии – беспрецедентный для стран бывшего СССР?
– Наверное, самыми интересными достижениями будут проекты в части развития информационных технологий: от создания Skype до проведения первых в мире общенациональных выборов дистанционно через интернет. Выборы в интернете мы проводим уже с 2005 года и на последних парламентских выборах 1 марта 2015 года электронным способом проголосовала треть от всех избирателей, принявших в них участие.
–Что можно сказать о национальных особенностях характера эстонцев? Эстонцы патриоты своей страны или им все равно, где жить, лишь бы было хорошо?
Эстонцы – большие патриоты своей страны. Даже те, кто в годы войны покинули свой дом и уехали на запад – как тогда казалось, навсегда – старались сохранить свою национальную идентичность и язык, передав их в том числе своим детям, родившимся в другой стране. Пример: Тоомас Хендрик Ильвес, президент Эстонии, который родился в Стокгольме, всю жизнь прожил в США, а в Эстонию переехал только в начале 90-ых. Его основным языком является, без сомнения, английский, но домашним языком всегда был эстонский, который он отлично знал, хотя никогда ни одного дня не учился в школе в Эстонии.
– Что вы можете посоветовать нам перенять у эстонцев?
– Умение договариваться и избегать конфликтов. Несмотря на непростую историю и серьёзные проблемы во внешней политике, в Эстонии всегда удавалось избегать серьёзных стычек на национальной почве. Здесь всегда жили в мире представители очень разных культур, и это никогда не мешало ни сохранению самобытности эстонцев, как крайне малочисленной нации, ни достойному существованию рядом с ними представителей великихкультур и огромных по численности этносов, таких как русские и немцы. У нас богатейший опыт по части мультикультурности.
Беседовал, Думан БЫКАЙ
Источник DalaNews