В начале марта 2014 г. в средствах массовой информации появились сообщения о том, что российскими оккупационными силами в Крыму командует генерал, чьи подчиненные в 1999-2000 гг. в ходе Второй чеченской войны были ответственны за насильственное исчезновение, по крайней мере, семи человек.
В последние дни из Крыма поступают сообщения о задержаниях и последующем исчезновении людей — журналистов, общественных активистов, украинских военнослужащих. Мы надеемся, что задержанные и безвестно отсутствующие будут найдены. Однако если учитывать опыт вооруженного конфликта в Чечне, происходящее не может не вызывать серьезные опасения.
Ранее, 3 марта 2014 года, появились сообщения, что российскими оккупационными силами в Крыму командует генерал-лейтенант Игорь Николаевич Турченюк. По сообщению информационного агентства РБК, в его распоряжении находится аудиозапись встречи генерала Турченюка с украинскими офицерами в блокированной части («По неофициальным данным, российскими частями в Крыму командует замначальника ЮВО России Игорь Турченюк», «Российскими военными частями, введенными в Крым, командует заместитель начальника Южного военного округа, генерал-лейтенант Игорь Турченюк»). Объясняя причины и основания присутствия российских военных на полуострове, он утверждал, что «по согласованию с вашим юридически законным президентом [Януковичем], Путин дал задачу, и все военные структуры Крыма переходят ко мне в подчинение под командование премьера Крыма [Аксенова] до 25 [марта или мая — тут Турченюк дважды назвал разные месяцы; на 25 мая назначены выборы президента Украины]. Просьба Путина — оказать помощь правительству Крыма по его [Совмина Крыма] просьбе...» Он призывал офицеров сдавать оружие на склад («мы будем вместе его охранять, никакого принуждения быть не может»), ссылаясь на то, что с такой просьбой обратился адмирал Березовский (на тот момент еще главнокомандующий ВМС Украины). Впоследствии в течение недели эти сообщения не были опровергнуты российской стороной. Последняя, впрочем, до настоящего времени продолжает отрицать сам факт ввода войск на полуостров, называя присутствующие там подразделения «силами самообороны».
***
Генерал Турченюк не известен широкой общественности, в отличие, например от явно фигурировавшего в делах о бомбардировках и обстрелах сел и колонн беженцев генерала Владимира Шаманова, который в те же дни, в конце февраля — начале марта 2014 г., руководил масштабными учениями в западных военных округах России, у границы с Украиной.
29 марта 2011 года указом тогдашнего президента России Дмитрия Медведева «О назначении и освобождении от должности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» Турченюк был назначен заместителем командующего войсками Южного военного округа, с освобождением от должности командующего 35-й армией. Этой армией, дислоцированной в Амурской области, он командовал с 26 июля 2006 г., а звание генерал-лейтенанта было ему присвоено 25 июня 2007 г.
Ранее, с 5 августа 1999 г. по 7 июля 2000 г., находясь в звании генерал-майора, Игорь Турченюк командовал 138-й отдельной мотострелковой бригадой (омсбр; место постоянной дислокации — пос. Каменка Ленинградской обл., была переформирована из 45-й мотострелковой дивизии незадолго до Второй чеченской войны). В составе группировки «Запад» (командующий — генерал Владимир Шаманов) бригада осенью 1999 г. входила в Чеченскую Республику и в декабре 1999 — январе 2000 г. временно дислоцировалась в Урус-Мартановской р-не. В начале февраля 2000 г. подразделения бригады участвовали в так называемой операции «Охота на волков», в том числе — в блокировании села Катыр-Юрт. Затем бригада совершила через Ассиновское ущелье марш в южные горные районы Чечни, у границы с Грузией.
После ухода 138-й омсбр из окрестностей с. Старые Атаги Грозненского (сельского) р-на и с. Гойты Урус-Мартановского р-на в оставленном ею месте временной дислокации были обнаружены захоронения, в которых находились тела семи человек, ранее задержанных военными и исчезнувших: Абдурзакова Аднана Алиевича, Кунтаева Имрана Вахаевича, Садаева Адама Султановича (все трое задержаны и исчезли 20 декабря 1999 г.), Гириева Арби Увайсовича, Гириева Сайд-Хусейна Рувайсовича, Гириева Сайд-Эмина Рувайсовича и Сугаипова Мусы Мюсиевича (все четверо задержаны и исчезли 27 января 2000 г.). Эти преступления так и остались безнаказанными, как, впрочем, почти все из тысяч насильственных исчезновений людей в Чеченской Республике.
В ходе так называемой операции «Охота на волков» число жертв насильственных исчезновений было больше, однако мы не можем их однозначно связать с действиями частей 138-й омсбр.
В 2006 году мы уже пытались привлечь внимание к этим событиям, так как тогда 138-я омсбр участвовала в совместных с вооруженными силами Швеции миротворческих учениях «Снежинка».
Теперь бывший командир бригады руководит всеми российскими силами на территории Крыма.
***
Утром 20 декабря 1999 г. жители села Старые Атаги Грозненского (Сельского) р-на Адам Султанович Садаев, его дядя Имран Вахаевич Кунтаев и двоюродный брат Аднан Алиевич Абдурзаков на темно-синей машине ВАЗ-2106 с транзитными номерами 06 59 63/rus поехали к родственникам в с.Гойты. Машину остановили на блок-посту при выезде из с.Старые Атаги, возле памятника Асламбеку Шерипову. Людей высадили и положили на землю. Свидетели (пассажиры автобуса, ехавшего из с.Чири-Юрт) вышли и попытались помочь задержанным, но военные отогнали их выстрелами в воздух.
Родные задержанных решили, что те заночевали у родственников в с.Гойты и только 22 декабря, узнав, что они туда не доехали, начали поиски. На блокпосту при выезде из Старых Атагов им сказали, что утром 20 декабря беспрепятственно пропустили темно-синий ВАЗ-2106, на следующем посту — что такая машина не проезжала.
Недели через две житель с.Гойты рассказал родителям Садаева, что 20 декабря видел, как на блокпосту на выезде из Старых Атагов военные сажали трех человек в БМП. На дороге его обогнали эта БМП и темно-синий ВАЗ-2106 с военным за рулем. Метров через 300–400 от поста машины свернули налево, в поле.
Родственники исчезнувших обратились с заявлениями в районные и республиканские органы власти.
Вскоре родственникам Садаева, Кунтаева и Абдурзакова удалось выяснить, что к исчезновению были причастны командир 138-й бригады «полковник Иванов», его заместитель «подполковник Сергей Смирнов», капитан «Виталий» из 160-го танкового полка и лейтенант «Виктор» из 697-го батальона 138-й бригады (последние 20 декабря были старшими на блокпосту). Об этом они сообщили в правоохранительные органы. Уголовное дело, однако, возбуждено не было.
11 сентября 2000 г. в бывшем месте дислокации 138 омсбр, в лесополосе между полями госхоза «Атагинский», примерно в километре от дороги Старые Атаги—Гойты, как раз там, куда свернули машины с похищенными, тракторист случайно обнаружил несколько захоронений. 13 сентября их вскрыли с участием главы администрации с.Старые Атаги, представителей прокуратуры и родственников исчезнувших. В одном из захоронений были найдены тела Абдурзакова, Кунтаева и Садаева. Кунтаева опознали по перстню и другим приметам, Абдурзакова и Садаева — по одежде. Судя по всему, они были убиты в декабре 1999 г. Их руки были связаны веревками и проволокой, в головах — пулевые отверстия. Тела захоронили на кладбище в с.Старые Атаги.
Только после этого прокуратура Грозненского (сельского) р-на возбудила по факту убийства Абдурзакова, Кунтаева и Садаева уголовное дело № 18033, следствие по которому неоднократно приостанавливалось и возобновлялось по причине «невозможности установления лиц, причастных к совершению преступления», несмотря на очевидные доказательства причастности сотрудников федеральных силовых структур.
***
Жители с. Старые Атаги Грозненского (сельского) р-на, братья-близнецы Сайд-Хусейн и Сайд-Эмин Гириевы, работали в водном хозяйстве, на узле канала «Ханкальский» (один — инженером, другой — рабочим). Их двоюродный брат Арби Гириев приехал к ним на своем автомобиле «Вольво». Муса Сугаипов работал сторожем на расположенной рядом мельнице и часто заходил к Гириевым.
По словам Изади Гириева, брата Арби, 27 января под вечер тот и его двоюродные братья-близнецы должны были встретиться с «федералами» за околицей села, неподалеку от гидроузла — видимо, у Гириевых с военными были «общие дела» (к тому времени у некоторых гражданских сложились с военнослужащими «торговые и бартерные отношения»). Жители с.Старые Атаги видели издалека, как около 17 часов к этому месту на БТРах и автомобилях «Урал» подъехали военные и увезли атагинцев. Мусу Сугаипова, по-видимому, военные прихватили заодно. Немногочисленные свидетели видели «Вольво» Арби Гириева с двумя военными в масках, направлявшийся в сторону с.Гойты, туда, где дислоцировались части 138-й отдельной мотострелковой бригады.
На следующий день в Старых Атагах началась «зачистка», и родственники не смогли организовать поиски пропавших. Лишь 30 января сестре Арби Гириева удалось выбраться из села. Она пришла к блокпосту напротив части, военнослужащие которой увезли Гириевых и Сугаипова, и видела, как военные при помощи экскаватора копали траншею (спустя полгода именно на этом месте были обнаружены тела похищенных). Дальше блокпоста ее не пропустили и разговаривать с ней не стали.
Родственники предприняли активные поиски, выяснили номер части, военнослужащие которой похитили Гириевых и Сугаипова (части 138-й омсбр в феврале 2000 г. были оттуда передислоцированы), подали в правоохранительные органы и силовые структуры заявления, в которых изложили все известные им обстоятельства. Однако расследование начато не было.
Примерно через два месяца после исчезновения Гириевых и Сугаипова на рынке в г.Назрань (Республика Ингушетия) родственники опознали принадлежавшую Арби Гириеву машину «Вольво» и разыскали человека, который ее продал. Тот признался, что купил машину у «федералов», попросил дать время, чтоб найти их, но так ничего и не сделал.
14 июня пастух из Старых Атагов в этом же месте обнаружил захоронение (его разрыла собака, почуяв трупный запах) и сообщил об этом в местную администрацию. Глава администрации, начальник поселкового отделения милиции и жители выехали на место. При вскрытии захоронения они нашли тела братьев Гириевых и Сугаипова. Изади Гириев так описал захоронение: «...Оно представляло собой яму глубиной около двух метров, в которой были захоронены четыре трупа. Клали труп, засыпали его землей на 15–20 сантиметров, трамбовали ее, затем клали другой, и все проделывалось таким же образом. Тела моих братьев и Сугаипова были со следами страшных пыток и жестокой расправы: у всех сломаны грудные клетки, прострелены коленные чашечки, у Арби прострелен подбородок. У троих руки были связаны за спиной веревкой, а у брата ремнем. Один из моих двоюродных братьев был задушен шарфом».
Убитых похоронили на сельском кладбище.
Через несколько дней к родственникам убитых приехал сотрудник прокуратуры Грозненского (сельского) р-на, записал их показания и сфотографировал место захоронения (со слов родственников братьев Гириевых и Сугаипова, это было единственное следственное действие с их участием). По факту обнаружения места массового захоронения прокуратура Грозненского (сельского) р-на возбудила уголовное дело № 18016 по ст.105 ч.2 УК РФ, впоследствии приостановленное «в связи с невозможностью обнаружения лиц, подлежащих привлечению к ответственности».