Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Может ли Запад наказать Россию?

ukraina

Сегодня почти все мировые СМИ активно обсуждают санкции Запада в отношении Москвы, хотя, в сущности, и обсуждать нечего: т.н. санкции предельно мягки и вряд ли поколеблют позиции путинских агрессоров в отношении Украины. Президент Обама подписал указ о преследовании всех, кто угрожал территориальной целостности Украины, присваивал ее активы или оказывает «финансовую, материальную или техническую помощь» действиям России на Украине. Однако при всем при этом ни Путин, который является главным инициатором захвата Крыма, ни его ближайшие сотрудники и сообщники по агрессии против Крыма (например, министр обороны РФ Шойгу) даже не упомянуты в этом указе.

 

Что касается ЕС, то он свои еще более беззубые санкции против Кремля снабжает такими оговорками и уточнениями, что сводит их, по сути, на нет. Видимо, во взаимоотношениях с Кремлем у Запада, как обычно, будут преобладать торгашеские приоритеты, почему-то называемые «реалполитикой», хотя в таком поведении не больше политики и реализма, чем в позе кролика, замершего перед пастью удава.  

 

За неимением воли приструнить Путина, западные деятели публикуют какие-то маниловские утопии на тему «как наказать Россию». С оригинальной идеей выступил спикер Палаты представителей Конгресса США, видный республиканец Джон Бейнер. Его статья в The Wall Press Journal озаглавлена «Дадим отпор Путину, либерализовав экспорт природного газа из США". По мнению автора, глобальные события требуют отменить давно устаревший "фактический запрет на экспорт газа» из США.

 

«В последние годы Россия ведет гораздо более изощренную игру, чем США, и возникший дисбаланс чреват растущей угрозой глобальной стабильности, о чем свидетельствует вторжение Путина на Украину», – говорится в статье. Но у США есть средство приструнить Путина – американские запасы нефти и газа.

 

Путин полагает, что США даже в будущем не станут конкурировать с Россией на рынке энергоносителей. Одна из главных причин – медлительность Минэнерго США при выдаче разрешений на экспорт СПГ, считает Бейнер. Фактически США «сами на себя накладывают экономические санкции», уступая рынок «странам типа России, Венесуэлы и Ирана».

 

Бейнер советует Обаме «в ответ на агрессию Путина на Украине» посодействовать росту добычи нефти и газа в США и, прежде всего, отменить «фактический запрет на экспорт СПГ». Добыча и экспорт природных ресурсов – не только право, но и долг Америки «перед лицом назревающей опасности», – заключает автор.

 

Не менее оригинальные рекомендации дает американский летчик, лейтенант Джеймс Шмитт в статье «Один хороший способ ответить Путину –

неожиданный "удар от борта" в Сирии», опубликованной в блоге Best Defense журнала Foreign Policy.

 

«Главный урок, который следует извлечь из российского вторжения в Крым, – "жесткая сила" действует проворнее, чем "мягкая сила"», – пишет Шмитт. Международное сообщество медленно реагирует на события на Украине. Это похоже на неэффективную реакцию на сирийский конфликт. Вероятно, Путин рассчитывал на бездействие международного сообщества.

 

«Собственно, в глазах России конфликты в Сирии и на Украине поразительно похожи». В обоих случаях Россия защищает свои стратегически-важные порты. В обоих случаях правительства благоволили российским интересам, но столкнулись с народными восстаниями, которые открыто поддержал Запад. В обоих случаях катализатором стало то, чего Россия не намерена допускать на своей территории, – «массовые восстания слоев общества, полагающих, что у них нет достаточного политического представительства». Итак, затронуты главные интересы российского государства, пишет автор.

 

У США и их союзников цели противоположные: безопасность в Европе, мир на Ближнем Востоке и соблюдение прав человека в России.

 

«Однако Украина – неподходящее место для отпора агрессивному натиску России», – считает автор. Другое дело – Сирия. Гуманитарный кризис там намного серьезнее (погибли более 140 тыс. человек). «США был бы полезнее новый союзник на Ближнем Востоке, чем помощь старому и лишь отчасти дружественному государству в Восточной Европе», – отмечает Шмитт. У США также больше возможностей помочь сирийской оппозиции, чем Украине (поставлять намного больше оружия, ослабить отбор получателей помощи и «нанести удары крылатыми ракетами», чтобы подстегнуть Сирию к вывозу химоружия).

 

Россия наверняка воспримет более активное вмешательство США в Сирии как контрудар. В будущем Москве придется учитывать последствия на глобальном уровне, и, возможно, она будет действовать «стабильнее и консервативнее».

 

Снижение легитимности России на международной арене – уникальный шанс для Запада взять на себя инициативу в Сирии, а также это возможность «спасти тысячи жизней» сирийцев, уверен автор. Словом, Путин захватит Крым – Америка ответит на это ракетным ударом по Сирии. А ежели Путин захватит, к примеру, Донецкую область Украины, США могут разбомбить Иран. И т.д. Интересный план. Только не совсем понятно, как это поможет Украине в вопросе с Крымом.

 

Есть планы и насчет того, чтобы бить Путина не ракетами по Сирии, а долларом по его чиновникам. Детальный перечень мощнейших финансовых санкций содержится в статье Хуана К.Сарате, который был помощником заместителем советника по национальной безопасности и помощником министра финансов в администрации Джорджа У.Буша. Материал под названием «Заставить Россию заплатить за действия на Украине» опубликован в The Washington Post.

 

Финансовые меры могут разъяснить Москве, что Запад способен «больно кусаться», даже не применяя военную силу, а «дальнейшие провокации могут повлечь за собой реальный урон экономике и престижу России». Но, –признается автор, – осуществить их труднее и опаснее по сравнению с санкциями против Ирана, например.

 

Тем не менее, К.Сарате советует «полностью осуществить санкции, о которых было объявлено в четверг». В том числе «заморозить активы российских чиновников, институций и компаний, причастных к вторжению в Крым». Хотелось бы спросить у мистера К.Сарате: а Путин как-то причастен к вторжению в Крым? Но такой вопрос мистер посчитал бы явно неполиткорректным, если не хуже того – провокационным. Словом, старая песенка: будем наказывать мелких рыбешек, игнорируя кровожадную акулу.

 

Между тем, К.Сарате отмечает, что нужны и более широкие меры. Необходимы «активные расследования противозаконной финансовой деятельности российских кругов в глобальном масштабе», – говорится в статье. Европа могла бы ужесточить требования к отчетности российских организаций или физических лиц. В этом месте юморист Задорнов сказал бы: «Ага, разбежались». Российские «организации и физические лица» посылают куда подальше свои родные фискальные службы, уходя от налогов всеми мыслимыми и немыслимыми способами, и станут они предоставлять отчетность каким-то дядям за океаном.   

 

«Министерство финансов США может взять на себя инициативу по изоляции российских банков или институций, облегчающих преступную деятельность и уклонение от санкций, страхующих торговлю ракетами и химическими веществами с режимом Асада в Сирии, имеющих деловые отношения с Белоруссией и Северной Кореей. Можно, опираясь на раздел 311 американского Акта о патриотизме, назвать конкретные банки или категории российских деловых транзакций «primary money laundering concerns» («вызывающими первостепенные опасения касательно отмывания денег"»)", полагает автор. Можно наложить санкции на компании, которые продают «технологии ПРО» Сирии и Ирану. «Все это может сочетаться с глобальным нажимом, цель которого – приостановление или разрыв контрактов с Россией в сферах обороны и безопасности», – говорится в статье. Невозможно не заметить, что все эти устрашающие меры порождены, почему-то, не оккупацией Крыма, а поставками российских вооружений Сирии, Ирану и т.д. Короче, получается, что Путина предлагается наказать долларом за Сирию. 

 

Словно устыдившись того, что Украина осталась вне рамок предлагаемых им мер, автор также советует финансовым институтам внимательнее следить за украинской и российской коррупцией. «Можно активно задействовать глобальную антиклептократическую систему для поиска спрятанных вне России активов лидеров», – пишет автор. США также могут расширить «список Магнитского».

 

Все это повлечет за собой широкое осуждение незаконной финансовой деятельности России. Будет ограничен доступ России к глобальной банковской и торговой системам.

 

Но тут, словно устрашившись собственной дерзости, К.Сарате заставляет себя признать, что «при этом пострадает Европа, зависимая от России». И автор начинает хлестать себя по щекам, отмечая, что «трудно отличить законную финансовую деятельность от незаконной», –отмечает автор. Кроме того, обратной дороги не будет. Подобные финансовые инструменты трудно отключить в случае, если найдено дипломатическое решение. Может также сорваться сотрудничество с целью финансовой изоляции Ирана и Северной Кореи.

 

Отступление К.Сарате от своих планов превращается в паническое бегство. «Москва, – пишет он, –  со своей стороны, может нанести ответный удар по западным компания и банкам, работающим в России», «нанять хакеров и ОПГ для нанесения урона финансовым системам и компаниям на Западе». Короче, непонятно, зачем все это писалось.

 

«Перезагрузите перезагрузку: визовые санкции не сдержат Путина» –рекомендует в заголовке обозреватель The Financial Times Филип Стивенс.

 

Автор саркастически описывает позицию ЕС так: Путин нарушил священные международные нормы, его нужно осудить, «но не следует увлекаться». Так, «в Великобритании министры переживают, что экономические ответные меры ударят по отмыванию денег в лондонском Сити», – пишет он.

 

Если не будет признаков решимости, у Путина, в свою очередь, не будет резонов отступать, предостерегает автор.

 

Стивенс признает, что от ограничений выдачи виз есть польза, если, «как в случае России, элита любит много путешествовать, припрятывая и расходуя свои миллиарды».

 

И все же нужны не только точечные меры, но и кардинальное изменение мышления. «Так называемую "перезагрузку" в отношениях Запада с Россией необходимо перезагрузить, а границы сотрудничества провести заново», – говорится в статье.

 

Дотоле Запад полагал, что Москва хочет участвовать в системе, основанной на правилах. Но на деле «путинский режим ни капли не уважает международные правила и нормы», он самостоятельно вышел из международной системы, – делает автор эпохальное открытие.

 

Зачем Западу притворяться, что Россия – член клуба G8? Зачем заключать соглашения, которые одна из сторон не считает нужным уважать?

 

Автор признает, что с Россией все равно придется иметь дело. «Но Европа не должна воображать, будто Кремль играет на той же доске. Как ни парадоксально, суровая realpolitik со временем, возможно, простимулирует улучшение отношений», – утверждает автор, не объясняя, правда, что это такое – «суровая realpolitik» . Судя по предлагаемым выше беззубым «санкциям», на Западе столь диковинный зверь явно не водится.

 

Как бы в подтверждение этих слов, Стивенс советует Западу не пытаться «вырвать Украину из объятий» России. Экономические связи Украины с Западом не должны исключать партнерства с Россией.

 

«Украинский кризис: чего можно добиться санкциями США в отношении российской элиты?» – размышляет The Christian Science Monitor. Санкции правительства США против конкретных россиян призваны подтолкнуть Путина к столу переговоров и дать понять: если украинский кризис затянется, Россию ждут более жесткие экономические кары, пишет журналист Марк Трамбулль.

 

«Первоочередной вопрос – а эффективны ли подобные санкции против физических лиц?». «Да, но только в подходящих обстоятельствах», – отвечают международные финансовые эксперты», – говорится в статье. А именно, если санкции жесткие, а западные страны выступают единым фронтом, пояснил Роберт Кан (Council on Foreign Relations).

 

Когда США или ЕС начнут замораживать активы россиян на Западе и кого именно коснутся эти меры? В четверг пресс-секретарь Белого дома Джей Карни сказал, что не может предоставить журналистам «график», а также отказался отвечать на вопрос, распространят ли США финансовые санкции на Путина лично.

 

Администрация Обамы тщательно выбирает выражения. Так, госсекретарь Керри заявил, что пока созданы только «юридические основы» для замораживания активов, а цель США – организовать «диалог, который приведет к деэскалации».

 

Но другой неназванный чиновник администрации сказал журналистам, что российская элита «получила извещение» о возможной утрате доступа к активам в США.

 

Потенциально Запад может отказаться от экспорта российской нефти и газа (и пострадать сам из-за подорожания газа) или изолировать российский банковский сектор. Но некоторые эксперты сомневаются, что у США и ЕС хватит на это духу.

 

Несколько газет рассматривают меры, которые уже приняты.

 

«США взяли на мушку визы для российских чиновников, но пока не их банковские счета», – таков заголовок в блоге The Cable журнала Foreign Policy. В четверг США сделали первые шаги к санкциям, но воздержались от упоминания конкретных имен, пишет журналистка Джамила Триндль.

 

США заявили, что не дадут виз российским и украинским официальным лицам, которых считают виновниками вторжения на Украину, а также обрисовали широкие финансовые санкции, которые могут быть наложены позже.

 

Неназванный чиновник администрации США сообщил журналистам: «Все, кто причастен или сопричастен к нарушению территориальной целостности Украины, с этого утра извещены, что могут стать объектом санкций США».

 

Но неупоминание имен в контексте потенциальных финансовых санкций –

возможно, знак, что США не хотели подогревать напряженность. А ограничения выдачи виз, о которых объявлено в четверг, – «самая легкая санкция, которую могла наложить администрация», – считает автор.

 

Одновременно Обама подписал президентский указ, где перечислено, кого могут коснуться финансовые санкции. По словам чиновников, список конкретных лиц может быть обнародован в любой момент.

 

«Указ гласит, что США вправе преследовать всех, кто угрожал территориальной цельности Украины, подрывал демократические процессы или незаконно присваивал украинские активы», – пишет издание. Он распространяется не только на чиновников и военных, но и на их фирмы, а также любого, кто оказывает «финансовую, материальную или техническую помощь» действиям России на Украине.

 

Если Минфин США обнародует список имен, американским гражданам, банкам и компаниям будет запрещено иметь деловые отношения с лицами из списка.

 

В администрации США говорят, что эти санкции могут быть применены или свернуты в зависимости от последующего шага России.

 

«ЕС одобрил легкие санкции против Москвы, чтобы выиграть время» – таков заголовок в El Mundo. Между партнерами по ЕС есть расхождения, но решение, принятое в четверг, – компромиссное, отмечает журналист Хавьер Г.Гальего. ЕС пытается выиграть время на попытки урегулировать конфликт.

 

Санкции «ужесточатся, если Владимир Путин не выполнит требования» Евросоюза, добавляет автор. Меры, которые уже приняты, ограниченно влияют на экономику, но имеют большое политическое значение. Это приостановление переговоров с Россией о визовом режиме и базовом соглашении, а также ускоренное подписание некоторых частей Соглашения об ассоциации с Украиной.

 

Президент Европейского Совета Ван Ромпёй дал понять, что следующей фазой санкций станет «черный список» на аннулирование виз и замораживание активов, в котором будут фигурировать «российские руководители» (по выражению газеты).

 

Если же диалог об урегулировании не начнется и Россия предпримет «дополнительные меры, дестабилизирующие ситуацию», ЕС наложит экономические санкции в ключевых для России секторах.

 

Чеченпресс, Отдел мониторинга