Межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора» в среду направила в администрацию президента России и в Совет Федерации неправительственный доклад о результатах прокурорских проверок некоммерческих организаций (НКО) в 2013 году.
Основный вывод правозащитников – генеральный прокурор РФ Юрий Чайка не контролирует деятельность собственных подчиненных, а его противоречивые либо ложные заявления, особенно о некоммерческих организациях, якобы занимающихся политической деятельностью за счет иностранного финансирования, подрывают авторитет государства и ведут к нарушению законности и интересов граждан России. «Агора» проанализировала все дела НКО, а также основания для их прекращения.
О докладе, подготовленном «Агорой», Радио Свобода рассказал адвокат и правовой аналитик ассоциации Рамиль Ахметгалиев.
– Один из основных пунктов, который обращает на себя внимание в заявлении ассоциации, – то, что Юрий Чайка не пользуется авторитетом даже в системе прокуратуры. На чем основаны эти выводы?
– На том, что региональные прокуроры и прокуроры на местах элементарно не выполняют даже указания и приказы генпрокурора России. В системе жесткой и централизованной, где нижестоящий жестко подчинен вышестоящему прокурору, такое поведение говорит о том, что у руководителя нет авторитета. Нижестоящие прокуроры просто игнорируют его прямые указания и приказы. На эти факты мы приводим ссылки в своем докладе. Эти указания как раз регламентируют процедуру, основания проведения проверок, как должны себя вести прокуроры, что они имеют право делать и чего не имеют. Если они все это игнорируют, это говорит только о том, что Чайку не уважают как руководителя. Авторитет не такой, как был раньше, и во многом, я думаю, это связано с личностью руководителя этого ведомства.
– По мнению ассоциации "Агора", какой ущерб деятельность Юрия Чайки нанесла системе российского правосудия и работе НКО в России?
– Ущерб – это вообще авторитет России, значимость России, в том числе и в глазах международных организаций, в глазах других государств, которые рассматривают или не рассматривают Россию как партнера. Речь идет об элементарном соблюдении законности. Был большой общественный резонанс в связи с этими проверками, и я думаю, что от действий прокурора пострадала репутация России в целом на международном уровне.
– А НКО после всех проверок продолжают свою работу в нормальном режиме или давление со стороны прокуратуры не прекращается?
– На сегодняшний день можно говорить о том, что фактически уже началась вторая волна прокурорских проверок некоммерческих организаций. Она, конечно, не носит того массового характера, как весной и летом этого года, но фактически проходит по принципу мести со стороны прокурорских работников некоммерческим организациям, которые жестко противостояли незаконным действиям прокуроров, тем, кому удалось отбиться от тех или иных претензий. Последний, свежий пример, который стал известен, – на руководителя организации "Радуга" составили сегодня очередной административный протокол, потому что якобы он не явился на какой-то опрос или допрос, который должен был быть проведен летом. То есть уже и лето прошло, а административные протоколы вдруг появляются в судах, и суды начинают вызывать. Поэтому говорить, что некоммерческий сектор работает в обычном режиме, нельзя. Эти постоянные дергания, незаконные действия со стороны прокуратуры продолжаются. В этой связи следует поддержать действия Совета по правам человека, который обратился к генпрокурору с просьбой до рассмотрения Конституционным судом жалобы на закон об иностранных агентах приостановить применение этого закона.
– Что предлагает ассоциация "Агора" для исправления ситуации с деятельностью Генпрокуратуры?
– Цель доклада была такая: мы хотели проинформировать и Совет Федерации, и администрацию президента, которым генпрокурор летом этого года докладывал о результатах проверок некоммерческого сектора и привел много недостоверной информации. Мы стремимся предоставить объективную информацию о том, что произошло, каковы результаты, причины, какие недостатки существовали и так далее. Что касается вопроса о соответствии должности генпрокурора Чайки, то этот вопрос должен решаться по закону президентом Российской Федерации и Советом Федерации, поэтому в эти органы мы и направили доклад. Пусть принимают решение относительно генпрокурора.
svoboda.org