Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Наша Таймасха «чечевичного» времени

taymasxa

Откуда ты узнал о плане «Чечевица»?

- Некоторые документы из МВД Казахстана и Киргизии уже рассекречены. Да об этом плане упоминал и журнал «Шпион». Кроме того, рассекречены и ряд документов МВД России. Но надо сказать, что 279 томов «Чечевицы» лежат втуне.

- Теперь послушай, - говорит Султан, - о том, как три брата и сестра их младшая в 1944-1954 годы дрались в наших горах.

Ахьмед, Мохьмад, Гилани и самая младшая их сестра Тумиша накануне 23 февраля 1944 года пошли в горы пасти своих коз и коров.

Через неделю они вернулись в своё село. Оно было пустынно. Правда, блеяли овцы, ржали лошади, выли недоенные коровы.

Они узнали, что выселена вся нация.

Что делать?

Этот вопрос стоял перед братьями и их сестрой.

Отправить сестру в Казахстан они не смогли: они просто не знали, где находятся их родители.

Тогда они решили дать ответ на вызов власти.

Они дрались в горах в 1944-1954 годы.

Родные горы их защищали.

Родные леса их прятали.

Постелью им служила благодатная земля, а одеялом – нежное небо.

Они знали, что они делают: врагов нельзя жалеть.

Их предупредили: нельзя пользоваться пищей убитых солдат. Их щедро кормили дары родной земли, густо политой кровью и потом наших предков.

Власть научила Тумишу, которую братья называли в честь знаменитой Гихинской Таймасхи, нашей Таймасхой, искусству войны.

Власть научила Таймасху не верить обещаниям её чиновников.

Она восхищала своих братьев умением прицельно стрелять из винтовки, автомата и особенно из кад-пулемёта. Ручную «дегтярку» она называла «кад-пуламот».

Рождённая быть матерью, благодаря власти Таймасха (Тумиша) стала воином – мстителем.

Власть охотилась за четвёркой. А таких «четвёрок» или «троек» много было в опустевшей Республике.

Их искали самолёты. И улетали они ни с чем.

По их следам пускали самых опытных доносчиков или топмунов. Но четвёрка ускользала

Они не прятались в башнях наших предков. Потому что они знали: авиация будет бомбить нашу память.

Братья слушались её. Они знали её превосходство над ними.

Всем тогда было тяжело. Они давно не знали, что такое домашний очаг. Но они не превратились в живодёров. В их сердцах жила мягкость и доброта. Они мечтали о том времени, когда над Нана Нохчийчоь нависнет тишина. Они хотели покоя.

Они думали о счастье.

И вот однажды в 1954 году, в слепящий августовский день, на поляне они увидели одного человека. Он призывно, как на молитву, закричал в горы:

- Эх1ей, ва нах, слушайте меня-я-а-а!

- Я сын Деды. Власть вам ничего не сделает. Сложите оружие и сдавайтесь…тесь…тесь…

На встречу с посланником власти пошёл старший брат. Таймасха ему сказала: «Не говори, сколько нас. И где мы находимся тоже не говори. Внимательно выслушай всё то, что он скажет. Однако вот что я скажу вам, мои братья: «Я не верю этой власти и её посланникам».

Старший брат встретился с ним. Наследник Деды сказал: «С вами власть ничего не сделает сдайте оружие. И вас отправят в Казахстан, где находятся ваши родственники. Кстати, много вас?»

Ахьмед внимательно выслушал агитатора, неопределённо ответил на его вопрос, и они договорились о месте новой встречи.

Три раза они встречались.

Таймасха знала, что братья её устали. Они прямо ей сказали: «Давай прекратим. Доверимся ему».

Она им ответила: «Мне оставьте всё оружие. Сдайте ему дву и одностволки. Скажите ему, что у нас нет другого оружия. Если действительно встретитесь с нашими в Казахстане, сообщите обо мне. Всё до свидания. Да будет ваша дорога свободной».

С братьями произошло то, о чём предупреждала их сестра. Их поместили в грозненское СИЗО. А когда они сказали следователям, что они хотят видеть посланника Деды, то ответ был таков: «Его здесь нет и не ждите». Братьям дали десять лет и отправили на лесоповал в Архангельскую область.

А сестра продолжала сражаться.

Потом, в 1961 году, я спросил у Багауддина: «Ты знал, что власть не выполняет свои обещания»?

Он ответил: «Честное слово, я не знал». Сомнительный ответ.

Когда мы начали возвращаться домой, вернулся из Архангельского лагеря только Гилани.

Два брата его погибли там.

Они там часто говорили: «Тумиша была права. Не надо нам было слушаться посланника Деды. Он был не посланником Деды, а власти. Тумиша правду говорила: этой власти тоже нельзя верить».

Гилани искал свою сестру. Он объездил все районы Республики. Спрашивал. Но никто не мог ответить на его вопросы.

Братья называли Тумишу Таймасхой.

Они восхищались её умом, её дальновидностью и храбростью рассудочной,  которой редко какой рыцарь обладает.

Она знала: зло должно быть наказано.

Ненаказанное зло трансформируется в постоянную беду.

В этом суматошном гаме, где многие (хорошо, что не все) гоняются за рублём, за сиюминутным удовольствием, личность Тумиши величественна и недосягаема. Но она влечёт к себе. Тянет к себе. А узнав её, мы несомненно, сливаемся с её сердцем, с её душой и духом её бессмертным.

Она защищала нас.

Всей своей жизнью она нам доказала, каким должен быть нохчо и в самое трудное время.

Уж если кому ставить памятники, то Тумише, Таймасхе, Албике…

 

Kехатан боьра:  Б1остин Бойсхар, публицист

Г. г. Соьлжа  ГIала.

НИА haaman.com