"Музей современного искусства" в Санкт-Петербурге проработал 12 дней, после чего в него нагрянула полиция. Большинство людей услышали о нем уже после закрытия: он располагался в бывшей коммуналке и не претендовал на то, чтобы стать серьезной арт-галереей, пишет журналистка Маша Гессен в статье для The New York Times.
Едва ли не единственным художником, чьи работы были представлены в экспозиции, был Константин Алтунин, говорится в статье. В плодотворности ему не откажешь - он пишет все, что попадается на глаза, включая картины других художников. Ассортимент его работ простирается от "Натюрморта с пивом и креветками" до размытой копии "Моны Лизы". Другими словами, Алтунин создавал "шедевры", которые видел каждый, кто гулял по центральным улицам популярных у туристов городов, сообщает журналистка.
Не обошлось в его творчестве и без политики. Из-под кисти мастера вышли портреты депутата Милонова на фоне радужного флага, экс-губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко с сосулями, патриарха Кирилла с тюремными наколками, а также президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева в женском нижнем белье.
Судя по всему, художник плодотворно творил не один год, пока кто-то не принял его всерьез и не решил сделать его работы основой нового музея, полагает автор статьи. Тогда уже и полиция приняла его всерьез или, по крайней мере, решила продемонстрировать бдительность: картины изъяли для изучения на предмет экстремизма.
Алтунин сразу же улетел в Париж и правильно сделал, считает журналистка. Теперь он стоит в одном ряду с галеристом Андреем Ерофеевым, осужденным за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, и Pussy Riot. Вот только, в отличие от них, Алтунин - простой халтурщик, выдающий себя за художника.
Закручивание гаек в России перешло в стадию ковровых бомбардировок, констатирует Гессен. Власти больше не способны отличить искусство и принципиальную критику от плохих копий и приспособленчества, а их действия неизбежно приводят к жертвам среди "мирного населения", таким как дети участниц Pussy Riot и жена и дочка Алтунина.
Источник: The New York Times