Белорусское правительство в изгнании не признает независимость страны
С тех пор как в политике распространился принцип суверенитета, появился феномен правительства в изгнании. Так называется политическая группа, провозглашающая себя легитимным правительством страны, но в силу различных причин не обладающая реальной властью над ее территорией и населением. Иногда правительства в изгнании признаются на международной арене единственной легитимной властью.
Долгое время на различных территориях бывшей Российской империи, а затем Советского Союза существовали подобные организации. Но после распада СССР в 1991 году многие из них «вернулись», признав легитимными политические режимы в постсоветских республиках. Единственной восточноевропейской страной на постсоветском пространстве, имеющей свое правительство в изгнании, является Белоруссия.
История белорусского эмигрантского правительства началась в годы распада Российской империи и Гражданской войны 1917-1922 годов. В марте 1918-го была провозглашена суверенная Белорусская народная республика (БНР). Высшим политическим органом признавался парламент – Рада. Однако в ходе событий 1918-1920 годов никто из соседей, даже наиболее дружественная к БНР Украинская народная республика (УНР), не решились на признание белорусского суверенитета. По итогам советско-польской войны 1920 года БНР прекратила свое существование, и Рада продолжила свою работу за границей.
К моменту распада СССР белорусское правительство в изгнании насчитывало около 200 человек в своем составе, большинство из которых проживало в Северной Америке. После подписания Беловежских соглашений организация весьма настороженно встретила перемены, происходящие в Белоруссии. Несмотря на то, что новые белорусские власти во главе со Станиславом Шушкевичем сделали государственной символикой герб и флаг БНР, а сама Рада была канонизирована в качестве борцов за независимость государства, правительство в изгнании не признало современную Белоруссию своей правопреемницей. После прихода к власти Александра Лукашенко взаимное признание вновь стало невозможным.
Иначе сложились отношения между другими постсоветскими республиками и их правительствами в изгнании. США никогда не признавали насильственное присоединение стран Прибалтики к СССР по пакту Молотова–Риббентропа 1939 года. Представители эмигрантских правительств Литвы, Латвии и Эстонии, находившиеся в период после Второй мировой войны в США, не только признали суверенитет своих стран после 1991 года, но и активно стали участвовать во внутренней политике. Один из активных деятелей литовской эмиграции в межвоенный период Валдус Адамкус избирался президентом Литвы в конце 1990-х – начале 2000-х.
В 1920 году было образовано украинское правительство в изгнании, которое просуществовало никем не признанным до 1991 года. В 1992 году его представители вручили президенту Украины Леониду Кравчуку символы президентской власти: президентскую печать УНР и грамоту, подтверждающую, что независимая Украина является наследницей государственности 1917–1920 годов.
Русское эмигрантское правительство было создано бароном Петром Врангелем в Стамбуле в 1921 году, а затем переместилось в Югославию, в городок Сремски-Карловци. Официально оно называлось «Русский совет». Организация была распущена в 1924 году.
Сегодня с той или иной степенью активности функционируют два правительства в изгнании, появившиеся после распада СССР: правительство Автономной Республики Абхазия в составе Грузии (с 1993 года) и правительство Чеченской Республики Ичкерия (с 2007 года). Абхазское правительство признано легитимным в Грузии.
Источники: Сайт белорусского правительства в изгнании; официальные символы президента Украины
rusplt.ru