В Афганистане погибли шестеро грузинских военнослужащих из состава грузинского контингента, несущего службу в рамках международной миротворческой миссии ISAF. На сайте YouTube появилось видео под названием «Джихад против грузинских войск в Афганистане», в котором афганские моджахеды заявляют, что «будет наказан» каждый военный на афганской земле, а также те, кто их туда послал. В материале содержатся угрозы в отношении президента Грузии Михаила Саакашвили. Правительство Грузии яростно отрицало свою причастность к терактам на Северном Кавказе, сегодня большинство фактов получают подтверждение. Председатель Конфедерации горских народов Кавказа Заал Касрелишвили заявляет, что расследование Лапанкурской спецоперации завершилось, открыв множество деталей. Заал Касрелишвили
- Комиссия правительства Чеченской республики в изгнании положила заключение о событиях августа 2012 года в Лапанкури. Вы заявляете о завершении расследования, исходя из этого факта?
- Точку в расследовании лапанкурской трагедии августа 2011 года поставило расследование правительства чеченской республики в изгнании. Должен отметить, этот доклад не многим отличается от доклада Конфедерации кавказских народов. В частности, силовые структуры правительства Саакашвили и Мерабишвили с северокавказскими боевиками дружили. Их приглашали в Грузию, давали кров, хлеб, обговаривали совместные операции, предоставляли им возможность передвигаться, но параллельно с этим агентуре российских спецслужб в правительстве Саакашвили, которые были в ближайших отношениях с Мерабишвили (бывшим министром внутренних дел ) передавали данные о военных личностях, об их маршрутах и намерениях. С 2003 и до лапанкурских событий правительство Саакашвили тайно арестовало и передало российским правозащитникам больше тридцати представителей северокавказских ополченцев.
- Вы можете назвать их фамилии?
- Нет, конечно, поскольку это не наша компетенция. Нашей целью было разоблачить тайный сговор правительства Саакашвили с российскими спецслужбами. Все остальное конфедерация посчитала не своим делом. Мы даже не вмешались в расследование, которое происходило со стороны чеченского правительства в изгнании, потому что посчитали, что пострадавшая сторона должна была установить правду независимо. Власти Грузии вместе с некоторыми высокопоставленными чиновниками России хотели взорвать Кавказ. Они за это получали деньги и оставались у власти.
- Откуда шли финансовые потоки, как финансировалась эта пирамида?
- Я не могу сказать прямо, поскольку это является в определенной степени конфиденциальной информацией, но скажу косвенно. Правительство Саакашвили деньги могло брать у всех. Кому нужно, намек поймет.
Говоря о событиях в Лапанкури, например, могу рассказать, что несколько боевиков сумели покинуть территорию Грузии. До сих пор об этих маршрутах никто не говорил. Логичен вопрос, могли ли боевики укрыться в Азербайджане? Нет, по моей информации, одни вышли в Турцию, другие – в лес.
Боевики, которые сумели пройти через Грузию в Сирию, ведь будут еще возвращаться. Это будет самым сложным моментом в жизни нашей страны. Инстинкт воина таков – он возвращается тем же путем, которым уходил. Но мы об этом будем знать. У нашей Конфедерации достаточный авторитет для того, чтобы верить, что об этих передвижениях мы будем знать первыми, как минимум, для того, чтобы мы смогли их подстраховать и не позволить их предать или сдать кому-то. Мы все свои силы бросим на то, чтобы напряжение между исламским и христианским миром не повлияло на возрождение противостояния.
- Вы говорили, что в ближайшее время на Северном Кавказе планируется собрание Союза мусульманских духовных лидеров Северного Кавказа, на котором будет вынесено решение по фактам, произошедшим в Лапанкури. По вашей информации, это решение должно было стать вердиктом, который может вызвать кровавое столкновение между двумя Северокавказскими группировками. Европейская конфедерация Кавказских народов обсудила этот вопрос.
- Пока это не состоялось, потому что все ждали независимого заключения комиссии чеченского правительства в изгнании. У нас есть свое заключение, у омбудсмена Грузии тоже есть свой доклад, свои результаты есть и у Имамата. Концом расследования стал доклад закаевской комиссии. Я больше чем уверен в том, что Шура или Имамат не примет никакого заключения против Грузии и его народа. Что кается конкретных личностей и фамилий – Саакашвили, Мерабишвили, Ахалая, и т. д., тут вопрос сложный. Никто из нас и ни одна из сторон даже не решится за них вступиться, так как они сами, ни с кем не посоветовавшись, совершили такое вероломное и дерзкое преступление, которая чудом не обернулось локальной войной между северокавказцами и грузинами, что использовали бы русские спецслужбы.
- Задержанный во время спецоперации единственный переговорщик, авторитетный боевик Ахмед Чатаев по прозвищу «Однорукий» новыми властями Грузии был оправдан, выпущен из тюрьмы, после чего он покинул страну. По вашей информации, это новая реальность и может политика властей?
- Все кавказцы, которые против терроризма и радикализма, и кто желает мира и стабильности в кавказском регионе, они могут свободно и жить здесь, и вести бизнес, и передвигаться по территории. Мы хотим, чтобы кавказские инвестиции пришли в нашу страну и наши народы договорились о мире, сотрудничестве и экономической взаимопомощи. Конфедерация – это добровольное объединение вокруг конкретной цели. Если у кавказских народов есть цель выпрямиться экономически и сохранить мир и стабильность в регионе, и обеспечить собственную безопасность, то я думаю, у кавказских народов есть, по крайней мере, три причины, вокруг которых можно объединиться.
Самая серьезная угроза для Грузии сегодня – это заявление афганских моджахедов о том, что они собираются наказать президента Грузии М. Саакашвили.
- Какова сила и значимость независимого расследования со стороны правительства Закаева?
- Могу сказать одно: все 4 источника – Конфедерация, аппарат омбудсмена Грузии, закаевская комиссия и информация Иммарата, для кавказцев достаточны, чтобы сделать вывод. Думаю, что правоохранительные органы примут во внимание расследования и данные всех четырех сторон.
Я не общаюсь с Георгием Гамсахурдия после того как он начал работать в спецназе Э.Шеварднадзе. При Саакашвили знал, что он был замминистра по диаспорам, но он мне не интересен, так же как не интересны Лорткипанидзе , Мерабишвили и прочие. Считаю, что они всю жизнь будут расплачиваться за эту роковую ошибку.
- Узловая или даже главная фигура, которой известно буквально все вокруг не только самой лапанкурской спецоперации, но и предшествующих событий – Папаскири, отбывает заключение в Турции. По вашей информации, с ним кому-нибудь из заинтересованных сторон удалось поговорить? И в какой мере его информация может изменить суть всех заключений?
- Вы знаете, что Папаскири – этнический чеченец? Фамилия и гражданство у него грузинские. В 2006 году с личного согласия и под подписью Саакашвили ему дали и гражданство, и фамилию. Так вот, до 2012 года он свободно передвигался по территории Грузии и за ее пределами. Но после событий в Лапанкури он лично сдался турецкому правосудию. Ему угрожала кровная месть, и он взял на себя два убийства. От этой вести многих трясло. Среди них – известный чеченский полевой командир Басаев. Папасири стремился сесть в тюрьму на пожизненное заключение для того, чтобы выжить. Вы можете себе представить, какая месть или расправа за лапанкурскую операцию его ждала на свободе? Я думаю, грузинские правоохранители Папаскири должны допросить.
- Заключение правительства Закаева, по вашим словам, никак не отличается от вашего заключения. Какими источниками черпались данные вами и той же комиссией правительства Закаева в изгнании. Интересно, кто финансировал боевиков и здесь в Грузии и при переходе их в Сирию, для участия в ополчении?
- За деньги правительство Саакашвили шло на все и делало все. Но вдруг приняли решение убрать всех и это они, к сожалению, сделали. Мы в своих расследованиях опирались на информацию людей, которые прямо или косвенно были связаны с этим делом. Несколько участников этой операции совершенно случайно выжили. Так вот, мы посредством своих связей и каналов сумели с ними поговорить. Мы обговорили факты и с теми, кто за границей владели информацией о происходящем в Грузии до и после спецоперации. Думаю, что тот же путь прошли члены закаевской комиссии. Плюс ко всему, правда я не видел еще и не слышал, но у них есть видео и аудиоматериалы, приложенные к этому делу. С опубликованием этих записей может взорваться еще одна информационная бомба с точки зрения интереса к данной трагедии. Но, что касается нас, Конфедерации, у нас вопросов нет. Мы все выяснили и поставили точку.
- Вы говорите точку, а ведь итоги дополнительной экспертизы трупов еще не ясны.
- Процесс дополнительной экспертизы трупов был просто необходим. Наша конфедерация благодарна семьям погибших, которые дали согласие на эксгумацию. Вы знаете, что трогать захоронения согласно Корану нельзя. Нам важно знать из какого оружия были расстреляны ребята, с какого расстояния, и были ли они до этого отравлены. Поскольку во время штурма активными были только шестеро парней, остальные были в положении обездвиженном, то тут два варианта – или они были снайперами до того, как были, или их отравили. Пока экспертиза выложит свои заключения, для нас уже все и так ясно.
Огромное спасибо нашим азербайджанским друзьям, членам конфедерации, которые принимали в расследовании активное участие. В правление Конфедерации, кроме армян и осетин, входят все народы Кавказа. Хочу выразить огромную благодарность всем кавказцам, помогавшим нам в расследовании и особенно азербайджанцам. Хочу нашим братьям азербайджанцам сказать, что после 90-х годов впервые без крови и мести кавказским народам удалось цивилизованно совместными усилиями провести расследование и установить правду. Уверен, что отныне мы никогда слепо не будем доверяться никому и будем совместно заботиться о мире и стабильности в нашем неспокойном регионе – Кавказе.
Власти Грузии вместе с некоторыми высокопоставленными чиновниками России хотели взорвать Кавказ. Они за это получали деньги и оставались у власти.
- То, что происходит в Дагестане, я имею ввиду недавний арест очень влиятельного политика Амирова. О нем говорят и то, что он причастен к спонсированию подпольного движения. Как это может повлиять на события на Кавказе, да и на то, что происходит в Турции?
- То, что происходит в Турции – это внутреннее дело самой страны. И это можно назвать разногласием между властями Турции и Западом. То, что происходит в Дагестане – это может оказать большее влияние на события на Кавказе, чем турецкие события. Мы сами – Конфедерация не будем инициировать самостоятельные действия, но если адвокаты Амирова или его друзья к нам обратятся за помощью, то мы найдем возможность включить в это дело свои и международные связи и юридическую и другую помощь. Используем свои максимальные возможности, но до этого сказать ничего не могу.