Совсем недавно из России уехали Гарри Каспаров и Сергей Гуриев, пишет обозреватель немецкой Die Welt Эдуард Штайнер. Один - чемпион мира по шахматам, участвовавший в массовых акциях протеста, другой - советник премьер-министра Дмитрия Медведева и ректор Российской экономический школы, навлекший на себя гнев властей суждениями о незаконном аресте Михаила Ходорковского.
Конечно, их случаи крайне специфичны, признает Штайнер, но они отражают реальную тенденцию эмиграции из России. В настоящее время, по опросам института изучения общественного мнения "Левада-Центр", уехать из России хотели бы 22% жителей. Это новый рекорд и стремительный взлет по сравнению с результатом кризисного 2009 года, когда аналогичные мысли были у 13% респондентов.
Понятно, продолжает Штайнер, что "на чемоданах сидят" отнюдь не все. Настоящие "чемоданные настроения" имеются лишь у 1% россиян, документы на выезд собирает вообще меньше процента. "Но для такой большой страны, как Россия, с ее 143-миллионным населением это означает, что уезжать собирается более миллиона, - говорится в статье. - И это притом, что ранее из России ежегодно эмигрировали от 100 до 150 тыс. человек". Для переселения за границу существовало немало способов, замечает автор: от еврейских корней и выигрыша в лотерею американской Грин-карты до покупки недвижимости за рубежом.
Новая волна эмиграции началась осенью 2011 года, когда стало понятно, что Путин после своего "интермеццо в правительстве", как пишет Штайнер, в третий раз вернется в президентское кресло. С тех пор "российские чиновники и органы безопасности будто с цепи сорвались, претворяя в жизнь доселе невиданную программу репрессий". Однако Путин, говорится далее, не единственный повод для эмиграции. Намного больше россияне недовольны уровнем жизни, непростым экономическим положением, в котором находится страна, произволом чиновников и плохими условиями для ведения бизнеса. Две самые многочисленные группы, эмигрирующие из России, - студенты и предприниматели.
В то время как эксперты бьют тревогу - из-за утечки мозгов страна может остаться без интеллектуалов - Кремль, со своей стороны, относится к этому спокойно. "Из-за исхода самых умных и предприимчивых слабеют оппозиционные и диссидентские движения", - констатирует руководитель "Левада-Центра" Лев Гудков.
Источник: Die Welt