Черкесский вопрос
Проблема репатриации на историческую Родину черкесов – потомков изгнанников Великой Кавказской Войны – уже полтора года держит в напряжении Российские власти, черкесов РФ и диаспоры и общественность всех северо-кавказских республик.
Зарубежная кавказская диаспора включает абхазов, вайнахов, дагестанцев, осетин и карачаево-балкарцев, но черкесы составляют в ней более 90%.Число потомков изгнанников – от трех до семи миллионов, большая часть их живет в Турции и странах бывшей Турецкой империи.
Вопрос возвращения на Кавказ никогда не терял актуальности. Власти Российской Империи каждые несколько лет издавали секретные циркуляры о «недопущении проникновения на Кавказ» желающих вернуться, а российские дипломаты и спецслужбы в Турции получали предписания препятствовать таковому.
Во времена СССР зарубежные и советские черкесы периодически обращались в Москву с просьбами о разрешении репатриации – и также систематически получали отказ.
В постсоветское время требования о репатриации стали звучать с каждым годом все громче, проблема накалилась с началом гражданской войны в Ливии, где имеется заметная черкесская община, и стала невыносимо горячей с разгаранием войны в Сирии, где живут порядка ста тысяч черкесов, (а также по нескольку тысяч абхазов, дагестанцев, осетин и карачаево-балкрцев).
В январе прошлого, 2012, года, даже самые лояльные, находящиеся под полным контролем властей, черкесские организации РФ обратились к Кремлю с просьбой организовать эвакуацию своих сирийских соотечественников. Независимые черкесские активисты требовали этого и раньше.
Кремль, в течение десятилетий игнорировавший эту тему, явно забеспокоился. Последовала серия невнятных заявлений, обещаний, комиссий и визитов «для ознакомления с ситуацией».
Однако никаких практических шагов сделано не было. Власти РФ явно прибегли к тактике затягивания и забалтывания, не собираясь ничего предпринимать. Действия по принципу известной суфийской притчи - «или шах умрет, или ишак», или в ходе войны закончатся сирийские черкесы, или закончится сама война в Сирии – оказались для Кремля весьма эффективными.
Независимые черкесские организации и активисты РФ, как и черкесы диаспоры в течение почти года позволяли водить себя за нос, однако этой зимой лопнуло и их терпение. В Москве, на Кавказе, и за границей прошла серия демонстраций и пикетов с требованиями к властям РФ разрешить и организовать репатриацию сирийских черкесов.
В результате на Северный Кавказ были допущены, в общей сложности, несколько сот семей – но речь шла не о репатриации, а об иммиграции фактически на общих основаниях. Въехать в Россию кавказцам-беженцам из Сирии можно только по рабочей или гостевой визе, затем для получения российского паспорта необходимо провести определенное время на территории России, получить вид на жительство, оформить огромное количество документов и долгие годы ждать своего гражданства.
Но и эта микрорепатриация вызвала резкую негативную реакцию.
Русская общественность отнеслась к ней с враждебной подозрительностью, большая часть связанного с Кремлем «экспертного сообщества» и находящиеся в рамках официоза кавказоведы выступили резко против. Негативно-настороженную позицию заняло и руководство кавказских республик, смежных русских регионов и СКФО, а официальные власти черкесских республик, фактически, на словах поддерживая идею репатриацию, также выступили против.
31 января 2013, всех, кто понимает важность Кавказа для судеб страны и мира, всколыхнуло сообщение сайта «Большой Кавказ». Главред сайта, известный абхазский журналист Антон Кривенюк, опубликовал статью с сенсационным заголовком: «Россия открывает черкесам двери». – «Черкесы, проживающие на Ближнем Востоке, скорее всего, будут признаны нашими соотечественниками» - это подзаголовок и начало его сообщения.
Статья вызвала сенсацию. Сообщение о том, что, наконец-то, будет разрешена массовая репатриация черкесов не только Сирии, но и всего зарубежья – это сообщение огромной важности, коренным образом меняющее и расклад сил на Кавказе, и отношение черкесов мира и России к власти Москвы, и сами принципы политики России на Северном Кавказе.
Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что речь идет о продолжении старой тактики «разводки боем».
Речь в сенсационном сообщении идет о том, что: «Как стало известно, Государственная дума Российской Федерации рассмотрит поправки в законодательство о соотечественниках». То есть, не только закон о предоставлении гражданства черкесам еще не принят, но даже поправки к нему еще только «будут внесены». Но даже если такое внесение и последует - все равно, в реальности, согласно тексту закона, зарубежные черкесы не будут признаны соотечественниками - это ясно следует из опубликованной информации о законе.
Это сообщение «Большого Кавказа» основано на информации о подготовке (то есть еще не о рассмотрении, и даже не о внесении на рассмотрение) поправок к Закону о гражданстве, согласно которым, право получить гражданство России по упрощенной схеме будет распространено на потомков подданных Российской империи. Никаких иных инициатив в думе не было - это мне подтвердил автор статьи, Антон Кривенюк. Единственная опубликованная информация, которой поделились разработчики – интервью «Известиям». Суть инициативы отражена в его заголовке: «Потомкам подданных Российской империи выдадут паспорта РФ»
Относительно тех, кто сможет претендовать на гражданство, если все эти поправки будут внесены и приняты, говорится: "— Это могли бы быть черкесы, выселенные в Турцию и Сирию. Это могли бы быть народы, в силу разных причин отторгнутые от Российской империи - так подготовке соответствующих поправок заявил «Известиям» глава комитета ГД по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев (ЕР) ". Однако далее в сообщении говорится: "Депутат полагает, что доказать родственные отношения с подданными Российской империи соотечественники смогут на основании архивных документов".
Но выселенные с Кавказа черкесы, за редкими исключениями, никогда не были подданными Российской империи, они и воевали за то, чтобы не быть ими, они были изгнаны с Кавказа за то, что не хотели стать подданными России. Это относится и к проживающим сегодня вне РФ абхазам, дагестанцам, карачаево-балкарцам и осетинам. Некоторые из дагестанцев и чеченцев, почти все абхазы, карачаево-балкарцы и осетины, были на момент выселения подданными России. Но очевидно, что в Бармыше, или Ачандара (Абхазия) в 1875 году люди уходили без документов, что никто из жителей покоренных за несколько лет до выселения чеченских аулов не носил с собой в кармане российский паспорт, и уж, тем более, не взял его в Турцию. То есть, все они, все находящиеся вне пределов РФ потомки кавказцев, изгнанных с Кавказа, под этот закон не подпадают.
Ведь в тексте сообщения упоминается процедура доказательства права на гражданства: на основе архивных документов. Никаких документов, подтверждающих российское гражданство, у выселяемых черкесов, естественно, не было. Поскольку они их не имели. Они не были гражданами России, а принадлежали к "вольным обществам" (по российской бюрократической терминологии тех лет) которые не входили в российское подданство и вели с Россией войну за то, чтобы продолжать не входить туда. Таким образом, черкесы ничего доказать не смогут, и получить право на российское гражданство тоже не смогут - по тексту данного закона. Чтобы включить их в действие этого закона, необходимо специальное решение, распространяющее право и на тех, кто не имел российского гражданства на момент выселения - иммиграции, но относится к «коренным народам РФ», или что-то в этом роде. Никаких указаний на то, что данный пункт содержится в предполагаемом законе - нет. Если в законе указаны документы - то значит это именно документы, и все, кто не имеет таковых - под действие закона подпасть не может. То есть, и черкесы, и абхазы, и прочие представители северо-кавказских диаспор,исключаются из действия данного закона.
То есть - вождение черкесской общественности за нос, чем Кремль занимается уже почти полтора года, успешно продолжается.
Как сообщили «Известия», 28 декабря 2012, правительство в официальном отзыве вообще раскритиковало сенаторскую инициативу упростить получение гражданства бывшим гражданам СССР. В Белом доме посчитали аргументы в пользу массовой раздачи паспортов неубедительными и указали, что масштабная программа репатриации создаст существенные нагрузки на бюджет. Вопрос о репатриации черкесов, чьи предки никогда не были гражданами России, тем более неактуален.
Чтобы надеяться на то, что Российская Власть добровольно, в ответ хоть на самые слезные обращения, хоть на митинги в пару сотен человек, допустит репатриацию черкесов – нужно совершенно не понимать базовые цели политики Москвы на Кавказе, основные принципы, по которым строятся отношения Кремля с его подданными, и обладать завидной долей политической наивности, возможно, граничащей со слабоумием.