"Когда государство демонстрирует свою неэффективность, на помощь приходят добровольцы, предлагая лишенную бюрократических препонов помощь", - пишет Die Welt, добавляя, что новый российский закон может усложнить работу волонтеров.
Город Крымск на юге России в ночь на 7 июля буквально ушел под воду. Дома оказались затоплены до крыш, в ходе природного катаклизма погибли 170 человек, тысячи потеряли все, что имели. "Это известие потрясло всю Россию, и уже на следующий день десятки молодых людей отправились в качестве добровольных помощников в Крымск, организовавшись преимущественно через социальные сети", - говорится в статье.
"В Крымске сейчас есть вода и электричество, но многие дома остаются разрушенными", - говорит Алена Попова, координирующая вот уже две недели работу лагеря волонтеров.
Попова, рассказывает автор, ежедневно сообщала координаторам в Москве, что нужно пострадавшему городу. К работе предпринимателя из Москвы подключились многие компании: одна аптека отправила партию медикаментов, другие помогли деньгами. При этом большинство решило контактировать не с официальными учреждениями, а напрямую с добровольцами.
"Эта работа, - продолжает журналистка Юлия Смирнова, - объединила представителей разных политических лагерей". По словам самой Алены Поповой, сторонницы оппозиции, она не могла себе представить, что будет разбирать завалы бок о бок с "единороссами".
"В Крымске активисты прокремлевской молодежной организации "Наши" живут в одном лагере с теми, кто выходил на антипутиские демокрации", - говорится в статье.
Однако ложкой дегтя в этой слаженной работе оказалось непростое взаимодействие с местной властью. Чиновники демонстрировали в общении с волонтерами подозрительность, выспрашивая, от какой организации приехали добровольные помощники. И очень удивлялись, что работают добровольцы бесплатно, рассказывает Алена Попова.
"С бюрократией приходится бороться и самим жителям Крымска, - замечает журналистка. - До сих пор не все получили положенную компенсацию за разрушенные дома. Недоверие людей к власти засело глубоко, ведь после катастрофы выяснилось, что местные власти заранее знали от метеорологов о надвигающейся катастрофе".
"Когда общество понимает, что государство ему не может помочь, оно помогает себе само", - говорит Попова. Помогать людям она начала еще в 2010 году, когда в России горели торфяники. Это и было моментом рождения добровольческого движения. "Для постсовесткого общества, до сих пор фрагментированного и терзаемого недоверием, это очень ценный опыт", - констатирует комментатор.
Однако именно эта тенденция, очевидно, пугает Кремль. Государство вознамерилось поставить добровольческое движение под контроль: осенью в Думе будет рассмотрен соответствующий законопроект. Документ предусматривает, среди прочего, необходимость договорных отношений между добровольными помощниками и юридическим лицом - организацией, которая будет нести всю ответственность. "Это убьет все добровольческое движение", - сетует Алена Попова.
Источник: Die Welt