Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Зловещие солдаты нового режима: советские шпионы не исчезли, а просто переоделись

chapman

"Холодное дыхание коммунистического государства, державшегося на тайной полиции, обожгло жизнь бессчетных людей за "железным занавесом", но также коснулось моего детства в 1970-е годы", - так начинается опубликованный в Foreign Policy отрывок из новой книги Эдварда Лукаса "Обман" (Deception by Edward Lucas). Лукас, известный журналист, редактор Economist, рассказывает, что в Оксфорде в их доме квартировала школьница из Югославии Ольгица. Она и ее семья тайно поддерживали контакты с родственником-эмигрантом, известным югославским антикоммунистом.

Лукас вспоминает, что с детства был заворожен докоммунистической историей Восточной Европы. Однажды он решил заполучить образчик коммунистической пропаганды - написать в посольство Югославии и спросить, как власти относятся к роялистам. "Ольгица мертвенно побледнела", - пишет автор. Мать разъяснила Лукасу, что его письмо попадет в руки тайной полиции и Ольгицу, проживающую по тому же адресу, заподозрят, ее жизнь может рухнуть в один миг.

Из этой истории Лукас извлек важные уроки. "Первый: власть коммунистического государства держалась на назойливой, бюрократической, постоянной вездесущности спецслужб и их способности испортить жизнь тем, кто им не потрафит", - говорится в статье. Второй: власть спецслужб простирается далеко за пределы их собственных стран, даже на благополучный Оксфорд.

После распада СССР казалось, что шпионаж прекратился. MI-6, ЦРУ и другие западные службы переключились на контрабандистов оружия, террористов, гангстеров и киберпреступников. "Но вскоре оказалось: новая преступность и старый шпионаж - пересекающиеся явления. Жулики, которые маячили на переднем плане, иногда были новыми фигурами, но на заднем плане в большинстве случаев маячили коварные и бессердечные представители былых разведок советского блока", - говорится в статье.

По мнению автора, эти люди отлично адаптировались к новым условиям. Некоторые остались на нелегальном положении и заняли ответственные должности в новых госструктурах. Другие занялись бизнесом. Имущество "компартии и организаций, за которыми она стояла", а также деньги КГБ и подобных служб во многих случаях вскоре оказались в руках ловкачей со связями. Старая элита конвертировала свою власть в богатство, а затем обратно во власть. Россией ныне управляют Siloviki - "шпионы советских времен", прежде всего Путин, пишет автор.

"Самый мощный инструмент российских шпионов, используемый для обмана, - их заурядность", - полагает автор. Российские политики и чиновники на первый взгляд неотличимы от коллег в других промышленно-развитых странах. Российские шпионы на Западе "живут ординарной жизнью, работают в нормальных местах, без малейшего усилия и незаметно внедряются в наши круги", пишет автор. Этих людей западный читатель может встретить у ворот школы, где учатся его дети, или среди сослуживцев, или среди соседей. "Но их подлинное задание - внедриться в наше общество, повлиять на него в их собственных целях и украсть наши секреты", - полагает автор.

Самая известная из этого нового поколения российских шпионов - Анна Чапман, которая после ареста и депортации была сделана "всемирной суперзвездой", пишет автор. Ее главное достоинство - ординарность: Чапман казалась стандартной молодой россиянкой, которая вышла замуж за британца.

Напомнив о разоблачении других нелегалов в 2010 году, автор замечает: "Идея, что Россия послала шпионов в пригороды, где проживает средний класс, насмешила одних и изумила других. И та, и другая реакция неверна. То была не новая или глупая инициатива кремлевских руководителей шпионской сети, а лишь очередной эпизод старой зловещей истории". В 2008 году был разоблачен российский агент Герман Симм: он занимал высший пост в структурах национальной безопасности Эстонии. Его куратор выдавал себя за португальского бизнесмена.

"Русские не подсмеиваются над шпионажем. Они относятся к нему весьма серьезно: и как к угрозе из-за границы, и как к делу, в котором их страна преуспела", - утверждает автор.

Причем если на Западе у сотрудников разведслужб весьма скромные привилегии, то в России, благодаря наследию СССР, эта профессия окружена особенной аурой: "сотрудникам КГБ вроде Путина или отца Анны Чапман жилось намного лучше, чем другим заключенным рая для трудящихся", - полагает автор. Сотрудники КГБ жили в особых служебных домах и отдыхали в служебных пансионатах, имели доступ в магазины с дефицитными товарами. Некоторых посылали работать за границу, даже на Запад, объект презрения и зависти. Вдобавок КГБ слыл эффективным и неподкупным, играл на чувстве патриотизма.

Современные российские шпионы имеют вполне реальные связи со своим мрачным кровавым прошлым, полагает автор. Общая черта - привилегии - осталась неизменной, полагает Лукас. Правда, разница уже не в уровне зарплаты или в доступе к товарам, а в "привилегии стоять выше закона и не подчиняться его ограничениям", по выражению автора. "Результаты - от банальных до чудовищных, - продолжает Лукас. - Сотрудник ФСБ может безнаказанно водить машину в нетрезвом виде (и давить пешеходов)".

Анна Чапман пробуждает и "современные неврозы" в российском менталитете, полагает автор. Она шпионила за новыми жупелами - Великобританией и Америкой ("российский режим считает эти страны двуличными, надменными и алчными", - замечает автор). Российская элита любит лондонские магазины, банки, злачные места и школы, но многие ее представители ненавидят Британию, а также досадуют на предполагаемую гегемонию США и властность ЕС, добавляет Лукас.

"Отчасти эта враждебность порождена комплексом неполноценности: Запад, при всех его дурных сторонах, обеспечивает качество жизни, которого в России нет", - пишет автор. Еще одна причина - россиянам не нравится, что Запад спонсирует свободу прессы и продемократические проекты, дает политическое убежище беглецам, которых официальная Москва считает мошенниками и террористами.

"Хотя путинский Кремль на словах одобряет свободный рынок, бизнес-сообщество тоже часто подвергается атакам. Мало дел, которые лучше высвечивают коррумпированность и жестокость ФСБ, чем пытки и смерть Сергея Магнитского в 2009 году", - пишет автор. По словам Лукаса, "российские чиновники следили за коллегами и защитниками Магнитского в Лондоне и других местах, запугивали их". Нынешний российский режим - непосредственная угроза благополучию и безопасности западных граждан, заключает он.

Между тем, по мнению Лукаса, западная контрразведка растеряла опыт и квалификацию, приобретенные в период холодной войны. А при расширении НАТО западные спецслужбы сильно недооценили наследие СССР, тревожится автор. "Миллионы жителей региона выросли при коммунистическом режиме и сотрудничали с ним", - полагает он. В этой обстановке досье советской тайной полиции позволяет шантажировать любого, кто родился ранее 1970 года. Лукас заключает: по "бывшей советской империи" разбросаны "бомбы с часовым механизмом" - люди, которыми Кремль, на взгляд автора, может управлять дистанционно.

Даже разоблачения Симма и Чапман сотоварищи не раскрыли глаза западному обществу и властям, полагает Лукас. Между тем, на его взгляд, "деятельность российских шпионов - не последние корчи советских институций, извивающихся, как хвост умирающего динозавра, а часть широких усилий по внедрению и манипуляции, направленных на слабейшие звенья нашей системы - ее открытое и доверчивое отношение к чужакам и недавним иммигрантам", - подчеркивает автор.

Сегодня коррумпированная автократия России играет по правилам капитализма. Ее угроза еще более вредоносна, чем угроза победы коммунистического режима, полагает Лукас. "И все же новые российские шпионы, как и их советские предшественники, занимаются подрывной деятельностью на Западе, манипулируют им, внедряются туда. Кроме того, они защищают тиранический преступный режим, который даже совершает убийства. Кое-что неизменно", - заключает он.

Источник: Foreign Policy