Бисмиллях1ир-Рахьманир-Рахьим
Аль-хьамду лиллях1и Раббиль-'Алямин Вас-саляту вас-саляму 'аля Саййидина Мухаммад
С Именем Аллаhа, Милостивого для всех на этом свете и Милостивого только для верующих – на Том Свете .
Хвала Аллаhу – Господу миров, Вечно живому, не нуждающемуся ни в ком и ни в чем, правящему всем, что Он создал. Просим у Аллаhа ещё больше величия и почета Пророку Мухаммаду, мир Ему.
Имам Аль-Байhакый передал следующий Хадис Пророка Мухаммада, мир Ему:
"طَلَبُ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ"
Это означает: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина».
В обязательный объем знаний входит наука о Единобожии и те знания, которыми мусульманин сохраняет свою Веру. Это обязательно знать каждому мусульманину. И недопустимо кому-либо быть невежественным в этом, так как эта обязанность всеобщая и не ограничивается только учёными. В обязательный объем религиозных знаний входит также то, о чем говорил Ибн Аль-Мубарак, когда его спросили что обязательно людям научиться из религиозных знаний: «Пусть человек не приступает к совершению чего-либо без знаний, пусть спрашивает и научится. Это обязательно для людей научиться из религиозных знаний».
Религиозные знания – это жизнь Ислама, c религиозными знаниями ты знаешь, что говорить, как говорить и зачем говорить. А также знаешь, когда нужно молчать, и зачем нужно молчать. Этими знаниями ты отличаешь дозволенное от запрещенного, истину от заблуждения, хорошее от плохого, доброе от злого. И главное, благодаря знаниям человек отличает Веру от неверия. Отличает где правильные убеждения в Единственного Творца, а где придание Богу сотоварища. Отличает где истинная Вера в Бога, который не подобен ничему, от заблуждений, уподобления Бога созданным.
Вера(Иман) - это самое ценное, что есть у человека, каждый мусульманин обязан сохранять свою Веру, беречь её от всего, что приводит к вероотступничеству. Существует ряд убеждений, высказываний и дел, которые могут превратить человека из мусульманина в неверующего. Каждый мусульманин обязан получить необходимые знания, чтобы оберегать свой иман. Мусульманину необходимо очень тщательно следить за тем, что он говорит. Если человек произносит слова, которые с точки зрения Шариата являются куфром (неверием), он отступает от Ислама, даже если произнес эти слова в шутку и не считает их смысл истинным. Исключение составляют только те случаи, когда мусульманина принуждают отказаться от Ислама или произнести слова куфра под страхом смерти или нанесения ему тяжелых увечий (которые приведут к смерти), — в этом случае произнесение слов куфра прощается, при условии, что в сердце человек сохранял твердую веру.
ВИДЫ НЕВЕРИЯ
Имам Ан-Нававий и другие ученые сказали: «Вероотступничество «ар-ридда –отвратительнейший вид неверия». В наше время наблюдается легкомысленное отношение к словам.
Дело дошло до того, что многие, говоря слова куфра(неверия), которые выводят их из Ислама, не видят в этом даже греха, хотя это является причиной попадания в неверие, что подтверждается словами Пророка Мухаммада, мир Ему, что означает: «Воистину, иной раз человек говорит слово неверия, не видя в этом греха, и попадает из-за него в ад на глубину падения семидесяти лет». Это дно ада, предназначенное исключительно для неверующих. Данный Хадис передал имам Ат-Тирмизий, дав ему степень хасан. Такой же смысл имеет Хадис, переданный имамами Аль-Бухарий и Муслимом. Из этого Хадиса следует, что человек попадает в неверие и не является для него оправданием: - отсутствие убеждения в смысле произнесенных им слов куфра; - осуждение сердцем произнесенных им слов неверия; - незнание того, что произнесенные им слова являются неверием.
Обращаем внимание, что самым худшим видом куфра является отрицание существования Создателя – атеизм. Также не является оправданием при попадании в неверие гневное состояние человека. Имам Ан-Нававий объяснил это на примере: что означает: «Если человек, рассердившись на своего сына или слугу, сильно избил его, и кто-то сказал ему: «Разве ты не мусульманин?!», и тот осознанно ответил: «Нет!», то такой человек отступил от Веры».
Отступление от Веры делится на три вида:
- неверие в убеждениях;
- поступках;
- словах.
Каждый из видов вероотступничества делится в свою очередь на многие подвиды.
Примеры по первому виду неверия (в убеждениях): сомнение в существовании Аллаhа или Его Посланника, в Кур`ане, в Судном Дне, в Рае или аде, в Вознаграждении или Наказании и тому подобном, подтвержденном единогласно всеми мусульманскими учеными, или убеждение в том, что Вселенная якобы существует без начала по материи и строению или же только по материи. Отрицание даже одного из Атрибутов Аллаhа, единогласно подтвержденного всеми теологами Ислама, к примеру, отрицание Cыфата Аллаhа «Всезнание». Приписывание Аллаhу того, что, согласно единогласному утверждению всех теологов, не достойно Его, к примеру, тела. Или считать дозволенным (халяль) то, что, согласно единому утверждению теологов, является запрещенным (харам), и знание этого входит в необходимые религиозные знания, общеизвестные и не скрытые от него. Например: прелюбодеяние, анальный половой акт, убийство невиновного, воровство, грабеж. Также – считать запрещенным то, что разрешено в Исламе и общеизвестно, как, например, купля-продажа или бракосочетание. Или отрицание обязанностей, единогласно подтвержденных теологами, например, одного из пяти обязательных Намазов или даже одного саджда, Закята, Поста, Хаджа, Аль-Ууду`.
Также – считать обязательным то, что теологами единогласно подтверждено как не являющееся обязательным. Также отрицание подтвержденного единогласно и общеизвестного. Также решение отступить от Ислама в будущем или совершение чего либо из вышеупомянутого, или колебание в этом.
Человек не отступает от Веры из-за мысли, которая возникла у него непроизвольно (без его воли). Также является отступлением от Веры отрицание сподвижничества Абу Бакра или кого-либо из Пророков, чья миссия единогласно подтверждена теологами Ислама. Отрицание с упрямством хотя бы одной буквы, единогласно подтвержденной теологами, что она из Кур`ана, или добавление одной буквы, единогласно утвержденной теологами, что она не из Кур`ана. А также обвинение во лжи Пророка или приписывание ему недостойного, уменьшение имени Пророка с целью издевательства. Или допущение получения Пророчества кем-либо после нашего Пророка Мухаммада, мир Ему.
Примеры по второму виду неверия (в поступках): совершение земного поклона (саджда- один из базисов Намаза – земной поклон, при котором лоб прижат к земле) идолу или солнцу. А также саджда человеку с намерением совершения поклонения ‘Ибады, который делают некоторые невежественные люди своим, так называемым шейхам, выдающим себя за суфиев с целью поклонения им. А если совершить земной поклон человеку не для поклонения, то это не является неверием, но это запрещено (харам).
Третий вид неверия в словах: Аллаh Всевышний сказал в Священном Курʼане (Сура «Каф», Аят 18):что означает: «Все, что произносит раб Аллаhа, записывается в книге Ангелами Ракибом и ‘Атидом». Одному Ангелу поручено писать доброе, а второму – плохое. Аллаh предупредил, чтобы мы оберегали свой язык от сквернословия и тому подобного, так как в этом Аяте указано, что Ангелы записывают произнесенную нами речь, а также фиксируют наши деяния. Один из сахаба по имени ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд, да благословит его Аллаh, обратился к своему языку, говоря: «О, язык мой! Говори благое – победишь, и умалчивай злое – не навредишь. Я слышал от Пророка Мухаммада, мир Ему, что большинство грехов человека от языка». Передал Ат-Табараний.
Примеры по третьему виду неверия (в словах) – их очень много, и мы не в силах все перечислить. К примеру, назвать мусульманина кяфиром, иудеем, христианином или человеком без религии, имея в виду, что он на самом деле является таковым, а не с целью уподобления . Или же насмехаться, издеваться хотя бы над одним из Имен Аллаhа Всевышнего, Его Обещаниями или Предупреждениями , общеизвестными и не скрытыми от него. Когда кто-то в виде издевательства или упрямства: - говорит: «Если бы Аллаh повелел мне сделать что-либо, я бы не сделал этого», - или говорит: «Если бы Кыбла поменяла направление, я не молился бы в ту сторону», - или говорит: «Если бы Аллаh даровал мне Рай, я не вошел бы в него». Также когда кто-то говорит: «Если Аллаh накажет меня за то, что я пропустил Намазы из-за болезни, то Он несправедлив (т.е. угнетатель)», или говорит о чем-либо, что оно произошло не Предопределению Аллаhа. Или говорит: «Если бы Пророки, Ангелы или все мусульмане свидетельствовали мне о чем-либо, я бы не принял их свидетельства». Или говорит с издевательством: «Не сделаю этого, даже если это Сунна!», или говорит: «Если бы кто-нибудь был Пророком, я не уверовал бы в него». Или если ученый дал кому-то религиозное заключение (фатуа), а он говорит: «Что это ещё за заключение!» – издеваясь над законом Шари‘ата. Или говорит обобщая: «Будь прокляты Аллаhом все Исламские ученые теологи!». В случае если он не подразумевал всех ученых без исключения, а хотел проклясть только определенных теологов, и его речь была связана с тем, что указывает на это, думая, что они не соблюдают Шари‘ат, – то он не попадает в неверие, но его слова являются грехом. Или если кто-то говорит: «Я не признаю Аллаhа». Или говорит, что не признает Ангелов или Пророка, или Шари‘ат, или Ислам. Или говорит, издеваясь над законами Аллаhа: «Я не знаю таких законов!». Или читает с издевательством Аяты Кур`ана. Если кто-то говорит: «Твои слова да Богу в уши», или другое подобное выражение, в котором Богу приписываются свойства созданных, тот попадает в куфр, становится неверующим. Или, к примеру, при виде большой толпы, издеваясь, читает: (Сура 18 «Аль-Кяhф», Аят 47). В этом Аяте рассказывается о Судном Дне, когда все люди будут собраны вместе, и никто не останется вне Сбора. Если человек в подобных ситуациях зачитывает Аят Кур`ана с издевательством, то он попадает в неверие, а без намерения издевательства, он не становится неверующим, но совершает грех, как сказал об этом шейх Ахмад ибн Хаджар Аль-hайтамий. Неверующим становится тот, кто ругает любого из Пророков или Ангелов. Также тот, кто говорит: «Я буду сутенером, если стану совершать Намаз», или кто говорит: «Я ничего хорошего не видел с тех пор, как стал совершать Намаз», или кто говорит с издевательством: «Намаз не годится для меня», или говорит мусульманину: «Я – твой враг и враг твоего Пророка», или говорит потомку Пророка (шарифу): «Я – твой враг и враг твоего деда» (имея в виду Пророка ), или говорит что-либо подобное, отвратительное. Многие Исламские ученые, например, ханафитский знаток мусульманского права Бадр Ар-Рашид и маликитский судья ‘Ияд, да будет им милость Аллаhа, привели много примеров по этой теме, и необходимо знать их, так как тот, кто не знает, что такое зло, близок к его совершению.
Правило: Каждое убеждение, поступок или слово, указывающее на издевательство над Аллаhом, Его Книгами, Посланниками, Ангелами, Законами, Исламскими обрядами и ценностями, Обещаниями, или над Предупреждениями является неверием.
Внимание:
- Кто помогает, радуется, одобряет грех или провоцирует на грех, тот сам попадает в грех.
- Кто помогает, радуется, одобряет Куфр (неверие) или провоцирует на неверие, тот сам попадает в неверие.
Аллаh Всевышний сказал в Куръане, означающее: «И не помогайте друг другу ни в грехе, ни в угнетении».
Из этого Аята понятно, что нельзя помогать тем, кто совершает грех, будь то маленький или большой грех. Тем более, если это является ширком или любым другим видом неверия. Следовательно, кто помогает человеку в совершении какого-либо греха, является соучастником этого греха, кто помогает в совершении ширка или какого-либо другого вида неверия, является соучастником в этом ширке.
Пусть каждый человек всеми силами оберегает себя от этого!
ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВОМ
Каждый вероотступник должен немедленно вернуться в Ислам, произнеся два Исламских свидетельства, устранив при этом причину попадания в неверие. А также он обязан сожалеть о том, что совершил, и иметь намерение не повторять подобное в будущем. Если же он не вернулся в Ислам, произнеся Шаhадатан, то является обязательным требовать от него покаяния, то есть принятия Ислама. При вероотступничестве нарушаются Пост, Таяммум и бракосочетание, если между супругами еще ни разу не было полового акта, а также если был половой акт, и вероотступник не вернулся в Ислам до истечения срока аль-‘идд. Не считается действительным его брак как с мусульманкой, так и с немусульманкой. Запрещается употреблять в пищу мясо животного, которое он зарезал. Такой человек не получает наследства, и его имущество не подлежит раздаче наследникам. За него нельзя читать погребальную молитву (Джаназа), ему не совершают ритуального омовения, не оборачивают в кяфан, его нельзя хоронить на мусульманском кладбище. Его имущество и наследство принадлежат Исламской казне, а если таковой нет, то оно отдается богобоязненному – знающему и соблюдающему человеку, который сможет распределить эти средства по назначению, то есть на приоритетные нужды мусульман.
Внимание:Тот, кто умирает, имея неверные убеждения, противоречащие религии Аллаhа, или отступив от Ислама и не очистившись от этого неверия, того ожидает вечное мучение и наказание в аду, от которого он никогда не избавится.
Дорогие братья и сёстры, самое главное – это сохранить Веру, избегать вероотступничества, и уйти из этого мира с Верой. Мы просим Аллаhа сохранить нас на истинном Пути, чтобы мы неотступно исповедовали Ислам – Религию всех Пророков от Адама до Мухаммада, мир Им, также просим укрепить нашу Веру правильными знаниями и полноценным соблюдением. Пусть Аллаh сохранит нас от любого неверия и лицемерия, дарует нам силу и решительность для правдивых слов, наделив нас терпением и мудростью. Амин.
Государственный комитет ЧРИ по Религии и Шари'атскому праву.