Эксклюзивное интервью "Кругозору" председателя Совета Старейшин чеченских диаспор в зарубежье
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Институт Совета старейшин у чеченцев это древнейшая и уникальная форма истинной демократии, отдаленно сравнимая с античной греческой. Выполняя функции парламента и правительства одновременно, Совет Старейшин был наделен полномочиями решать и вопросы юридического свойства в исключительных случаях.
Ошибочно было бы думать, однако, что этот Совет стоял на страже отживших традиций, как это бывало у многих народов, организованных по родо-племенным связам. Напротив: это был очень динамичный и гибкий народный форум, постоянно совершенствующийся и стремящийся соответсвовать времени с его вызовами.
Народной фольклор зафиксировал случаи, когда вековые нормы Адата (свод народных традиций) отменялись решением Верховного Совета страны (чеч. "Мехкан Кхел"), когда обнаруживалось, что они идут не во благо народу, как это случилось, например, в середине XVI века. К тому времени натиск лавин тюркских кочевников на Кавказ ослаб, и отвечая положительным переменам, Совет отменил вековой обычай, грозивший казнью каждому, кто не явится на военный сбор по тревоге...
Горизонтальная по своему характеру, власть у чеченцев по форме была пирамидальной - Советы Старейшин аулов и родов венчал Совет страны, где заседали самые уважаемые люди, представляющие 12 альянсов племен...
Уникальность чеченской формы власти и в том, что органы власти не нуждались в постоянной работе - Адат, повсеместно почитаемый в стране, довлел для каждого члена общества настолько, что практически исключал чрезвычайные ситуации. Отсюда и другой немаловажный аспект - отсутствия ренумерации: ни на каком уровне никакой член органов власти не получал ни зарплаты, ни вознаграждения. Напротив - быть в составе Совета Старейшин означало тяжелейшую ответственность и люди шли туда под прямым давлением своего рода и племени...
В Чечении Совет Старейшин получил смертельный удар в начале русской военной экспансии на Кавказ, ибо агрессор не соблюдал ни один закон морали войны и мира. Так, в русских архивах зафиксирован случай поголовного истребления более 300 человек, приглашенных на мирные переговоры старейшин города Аксай и прилегающих сел в 1826-ом году... Единственное ружие - спрятанный в одеждах небольшой кижал - было лишь у одного старого чеченца по имени Учур, которым он и успел убить двух организаторов этого подлого массового умерщвления - русских генералов Лисаневича и Грекова.
Подобное поведение было неслыханным на Кавказе и Советам Старейшин не удавалось выработать адекватный ответ северным варварам. В итоге началась неуправляемая тотальная народная война, которая выдвигала вперед военных лидеров, самыми главными из которых стали Мансур, Биболт и Шамиль.
В 1991 году, после провозглашения независимости Чеченской Республики Ичкерия, началось возрождение национальных форм демократии; по всей стране паралельно функционирующему парламенту европейского типа вновь начали формироваться Советы Старейшин, которым Джохар Дудаев придал переходный статус консультативного форума.
Нападение Российской Федерации в 1994 году и повторная агрессия в 1999-ом с последовавшей за ними полной оккупации страны прервали этот процесс восставновления народного самоуправления.
Однако два года тому назад, в 2014-ом, чеченцы, временно вынужденные находиться в западной Европе, все же восстановили свой древнейший институт народной демократии.
Ахмад Докудаев - человек интересной и богатой событиями судьбы, немногословный и предельно скромный, как и подобает чеченскому Старейшине - пролил свет на некоторые аспекты зарождения и деятельности Совета Старейшин чеченцев в зарубежье.
- Ваша честь, ещё недавно мало кто слышал про вашу организацию, и хотя сейчас вы выступаете с частыми инициативами и заявлениями, о вас всё ещё известно мало. Каково полное название вашего Совета, его история, состав, функции, полномочия, цели?
- Совет Старейшин чеченцев, вынужденно проживающих за пределами своей родины, создан 23 февраля 2014 года в Бельгии, на съезде чеченцев в Брюсселе. Этот съезд был организован инициативной группой чеченцев, проживающих за пределами родины. Он был посвящен 70-й годовщине преступной депортации чеченского народа.
Членами Совета должны быть безупречные во всех отношениях, умудренные опытом общественной деятельности уважаемые люди. Этот Совет имеет право рассматривать любой вопрос, касающийся интересов чеченского народа, и выносить по нему решение рекомендательного характера.
Проблема родного языка, соблюдение традиций народа, сплочение чеченцев на чужбине и т. д. - спектр наших задач и целей.
- Но сегодня все без исключения чеченцы говорят о разобщённости народа как о корне всех проблем. Что делает и намерен делать в будущем ваш Совет Старейшин для преодоления этой ситуации?
- Более 300 лет между имперской Россией и свободолюбивым маленьким чеченским народом идет суровая борьба. Со стороны нашего народа эта борьба ведется под знаменем своей свободы, тогда как со стороны России она однозначно захватническая. Борьба временами активизируется и затихает, но никогда не прекращается. Сколько страданий и горя перенёс чеченский народ в этой жестокой и неравной борьбе перечислить и взвесить невозможно.
За последние четверть века, перенеся на своих плечах тяжесть и жестокость двух активных войны, патриоты чеченского народа в меру своих сил и возможностей борются за освобождение Чеченской Республики Ичкерия от врагов.
Разобщённость и разделенность в народе - главная боль для настоящего чеченца.
Прочитав труд под названием "Народоубийство в СССР", написанный в середине прошлого века чеченцем А. Автурхановым, понимаешь, как власть большевиков делила чеченцев и навешивала на них ярлыки: абреки, предатели, изменники и т.д. Как Россия разделяет народы сегодня, видно на примерах Грузии, Украины и Сирии.
Проблем у чеченского народа ныне очень много, но самая главная из них - наша разделенность, разобщённость. Члены Совет Старейшин, осознавая, что это смертельно для народа, прилагают много усилий, дабы сплотить чеченцев - в первую очередь тех, кто находится не на оккупированной родине. Используем менталитет, традиции и обычаи народа. Организуем встречи с диаспорами в различных странах. Методов много, по мере возможности используем все. Совет Старейшин уверен, что правда за чеченским народом, что справедливость восторжествует.
- Хотелось бы узнать подробнее о вас лично: о пройденном жизненном пути, что побудило вас взять на себя такую большую и трудную ответственность?
- Мне почти 70 лет. Родился я в Киргизии, куда чеченский народ был выслан из родных мест. Я сам рос в качестве спецпереселенца, окруженный реальностью ГУЛАГа, видя и слыша мужчин и женщин, которые перенесли все тяжести депортации чеченского народа 23 февраля 1944 года. Это был акт геноцида, совершенный СССР против безвинного чеченского народа и официально признанный таковым Европой в 2004-ом году.
Прожил я свою жизнь в основном в с. Гелдаган ЧРИ. Имею два диплома о высшем образовании, 17 лет проработал в школе, из них восемь лет директором. В 1982-ом году перешел работать в сельское хозяйство, где проработал около 15 лет. Начинал с должности управляющего отделением, в дальнейшем главным агрономом, директором хозяйства, главой администрации села, начальником сельхозотдела Шалинского района. Лучшие годы своей жизни, трудясь, я отдал родному селу. Были в жизни ошибки, неудачи и успехи. У чеченцев нескромно рассказывать о себе. Можно спросить любого односельчанина - он расскажет обо мне.
Прожив столько лет, своим самым большим богатством считаю то, что я имею сегодня право смотреть любому человеку прямо в глаза. Этому меня всегда учил мой отец. Я ему благодарен за это.
Сегодня чеченский народ находится в тяжелейших условиях. Каждый из нас, если он настоящий чеченец, обязан стараться для своего народа. Это большая честь. Меня попросили члены Совета - и я не смог противиться. Вот таким образом я и возглавил Совет Старейшин. Да, это большая ответственность. Будем стараться, трудиться, прося помощи у Всевышнего.
- Многочисленные исследователи истории Кавказа подчёркивают демократизм социального устройства чеченцев с древнейших времен, справедливость, что олицетворяли Советы Старейшин - от сельских и выше. Можно ли считать созданный чеченцами в Европе Совет продолжением тех самых демократических чеченских традиций, и если да - в чем именно вы видите сходство?
- Мои скромные знания и жизненный опыт дают мне основания верить, что чеченцы, когда они были свободными и независимыми, смогли приблизиться к подлинной демократии как ни один другой народ. Богатства и личный интерес не могли сломить стремление чеченца к справедливости в любом жизненно важном вопроса. Считаю, что высказывания исследователей истории Кавказа о демократизме и социальном равенстве среди чеченцев, справедливы. Они ведь исходили из наблюдений за повседневной жизнью чеченцев.
Выдвижение делегатов в Совет страны (Мехка кхел) это особая процедура выбора высшей власти чеченского народа. О законах и тонкостях избрания этой власти можно говорить очень много.
На данном этапе, когда чеченский народ находится в сложных условиях, считаю, что данный Совет Старейшин необходим. Но здесь самое главное, что Совет Старейшин не может сделать ни одного шага вперед и назад без одобрения и помощи чеченцев. В этом есть большое сходство и продолжение чеченских демократических традиций.
- Как бы вы обозначили политическую позицию вашего Совета по отношению к политике Кремля, вообще - к российской оккупации в Чечне? Есть ли в чеченской среде политическая сила, которой бы ваш Совет симпатизировал и с которой синхронизировал свои действия?
- Восстановление государственности Чеченской Республики Ичкерия - вот наша главная политическая цель. Мы за то, чтобы создать международную следственную группу по расследованию преступлений России против чеченского народа, а по результатам расследования рассмотреть чеченский вопрос с позиции общепризнанных норм и принципов международного права.
Мы решительно заявляем, что нет и не существует никакой альтернативы решению чеченского вопроса, кроме как возвращение в правое поле того, что было заложено президентами Б. Ельциным и А. Масхадовым в договоре "О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия" от 12 мая 1997 года. Над решением этих судьбоносных для чеченского народа вопросов трудится Кабинет Министров Чеченской Республикой Ичкерия, возглавляемый Ахмедом Закаевым.
Совет Старейшин полностью поддерживает деятельность Ахмеда Закаева и его соратников в данном направлении и призывает чеченцев поддержать это.
- Государственность Чечении прошла, за последние 26 лет, большой путь полный противоречий: от Суверенитета (Завгаев) к Демократической Светской Республике (Дудаев), затем Шариатская Республика (Масхадов) и Теократический Имарат (Умаров)... Какой вы видите Чечению в будущем?
- В прошлом, в разные периоды времени чеченский народ находился под влиянием власти имама Шамиля, царской, Советской России, Дудаева, Масхадова, на короткое время и другие властные структуры довлели над чеченским народом. Сегодня чеченцы находятся под властью путинской России. Но ни одна из перечисленных властей, в народе не называлась Чеченской властью (Нохчийн 1едал). Каждая из этих властей больше или меньше стремилась разрушить подлинно Чеченскую власть (адат). К чему пришло чеченское общество сегодня - мы это своими глазами наблюдаем.
Думаю, мне удалось начертить приблизительный скелет государственности Чечении в будущем. Если правильно наживить этот скелет, учитывая прошлое и настоящее чеченского народа, это, считаю, будет Конституция - основной Закон, по которому должен жить чеченский народ в осударстве, где Совет Страны (Мехкан Кхел) будет Высшим органом власти чеченского государства (Нохчийчоь).
- Сегодня много говорят об участии чеченцев в боевых действиях в Украине, в Сирии, в Ираке, причем - на противоположных сторонах. Одновременно многие удивлены относительным "затишьем" сопротивления в самой Чечении. Как бы вы объяснили это?
- Сегодня, когда Россия нанесла колоссальный ущерб чеченцам, являясь частицей этого многострадального народа, я поддерживаю человека любой иной национальности, который противостоит этому злу. Чеченцев не так уж много, чтобы они истребляли друг друга.
Если был бы ум и достаток возможностей, я бы объединил всех свободолюбивых чеченцев вокруг лидера Ахмеда Закаева, что желательно и возможно будет в недалеком будущем.
Что касается затишья в Чечне - это результат неравенства сил и кажущейся безысходности. Относительно ситуации, подобной той, что сложилась в настоящее время между путинской Россией и Чеченией, чеченцы говорят: "Настоящего, хорошего коня-скакуна не загоняют до такой степени, чтобы его осёл смог обогнать".
Чеченцы, как бывало и прежде, всё мотают на ус и залечивают раны, согласно лозунгу: "Не забудем! Не будем лить слезы! Не простим!" Другого объяснения настоящим отношениям между Чеченией и Россией - мне на ум не приходит.
- В мире политико-социальную атмосферу в котором всё сильнее определяет религиозный фактор и усиливаются исламафобские тенденции, на какой позиции стоит ваш Совет? Проводите ли вы различие между "Суфистским Исламом" Кадырова в Чечне, "Джихадистским Исламом" ИГИЛа на Ближнем Востоке, "Радикальным Исламом" тех, кто совершает теракты в Европе? Какой Ислам нужен и подходит, на ваш взгляд, Чеченцам?
- Я бы многое отдал, чтобы знать в совершенстве Корана и его Заповеди, но мой поезд, увы, ушёл. Я сегодня живу на белом свете, постоянно прося Аллаха, чтобы он простил меня за прегрешения, совершенные мною с умыслом или без. Чеченец моих лет хорошо помнит, чего хотели коммунисты от чеченского народа и как плохо они относились к религии.
Однако, сегодня развелось много "знатоков" Корана, которые по одному и тому же религиозному вопросу выдают прямо противоположные ответы. Радикальный, традиционный, вахабистский, лояльный, умеренный и т. д. - сколько Исламов породили они и враги?? Бог один и наше понимание религии тоже должно быть единым. Я считаю, что разногласия и отчуждение по вопросам религии вообще, в данном случае - среди чеченцев, происходят от искаженных знаний слова Всевышнего и ещё - от происков врага.
Нельзя поощрять террористический акт, кто бы ни совершал его, ибо в нём гибнут безвинные люди. Жестокость, принуждение и всякое насилие категорически запрещаются в Исламе, как я слышал от знатоков слова Всевышнего. Призываю всех чеченцев оставить разделение по религиозным вопросам и прочим. Необходимо бъединиться под знаменем свободы. Без политической независимости от России чеченцы не смогут сохранить свою уникальную национальную культуру. Приобретя независимость - я твердо уверен - свободные чеченцы, не спеша, смогут прийти к согласию во всех вопросах, в том числе и в религии. Настоящий чеченец никогда не пойдет против принципов гуманности, если его сердце наполнить правдой и убеждением. В этом отношении для мусульман примером является Пророк Мухаммад, который трудился на протяжении долгих лет, чтобы уговором и примером установить правду и вытравить жестокость в своем народе.
- Какую роль может сыграть Совет в освобождении Чечении, и вообще - какая вам видится польза в будущем для чеченского общества от самого института под названием Совет Старейшин? Считаете ли вы, что такой совещательно - рекомендательный (в основном) институт способен обеспечить выживание народа, а если нет - какие предполагаются формы, чтобы этот древний институт самоуправления чеченцев соответствовал реалиям?
- Формы разнообразнейшие: обсуждение насущных проблем, общение к соплеменникам с разъяснением сложных вопросов, всевозможные встречи c чеченцами, разбросанными по разным странам, вопросы о родном языке, обычаях, традициях народа, объединение чеченцев на пути к свободе и т. д. Мы в этом сотрудничаем со многими европейскими ассоциациями и персоналиями и продолжаем быть открытыми для любых форм диалога, могущего положить конец страданиям чеченского народа и установлению справедливого решения вопроса нашего национального самоопределения.
"Трудись ради того, чтобы сделать доброе дело, а его осуществление - в Моих руках" - говорит нам Господь в Коране. Мы, члены Совета Старейшин, будем прилагать все усилия и трудиться; в руках Творца - чтобы задуманное свершилось.