Бог не забудет ни кривых, ни правых.
Всё в Судный День зачтётся - всем - сполна.
На испещрённых временем скрижалях
Проступят мертвые - доселе - письмена.
Прольются кровью. Не отмыть. Не скрыться…
Лула Куни*
Мысль Сен-Симона, вынесенная в заглавие, на мой взгляд, следует уточнить: «Воруя и производя... за чужой счет, посредством грабежа чужих ресурсов и т.п.» Эти понятия в истории взаимоотношений империй с колониями и зависимыми странами неразрывно связаны. К этому же разряду относятся войны и глобализация в области экономики, политики, торговли и культуры.
Родовые черты бывших и нынешних империй - грабеж национальных окраин: безвозмездная экспроприация ресурсов, использование дешевой рабочей силы, обложение колоний налогами и поборами, превращение их в рынки беспошлинного сбыта товаров, произведенных в метрополиях.
При этом нескончаема песнь о колониях – нахлебницах (!) метрополии. Надо ж, замучились, влачить «бремя ответственности белого человека». Порабощенным народам внушается впрямую, от имени метрополий, и через национальные «элиты» мысль о невозможности им содержать себя без подкормки из имперского центра.
Оказывается метрополии, «во имя любви» к порабощенным народам, строят дороги, акведуки, фабрики, заводы, создают им письменность и «обогащают» своей культурой... в ущерб их духовному наследию, обеспечивают им «спасение и защиту» от внешних врагов. Они без их согласия и «ради их же блага» наводняют их земли полчищами войск и спецслужб, чтобы уберечь их... от закона и морали, от богатства и процветания, от свободы и жизни.
Хотелось бы узнать у всяческих воспевателей империй, когда и какой народ в истории человечества добровольно променял жизни сотен тысяч, миллионов своих соотечественников на более высокую материальную и духовную культуру, которую им принесли на кончике меча?!.. Национальная элита какого страны добровольно, а не по принуждению или вынужденно, в силу сложившихся обстоятельств, уступала потенциальному завоевателю большую часть своей власти и богатства?!..
До прихода монголов на Русь, португальцев, испанцев – в Латинскую Америку, англичан – в Индию, русских - на Кавказ, коренные народы тысячелетиями жили своим трудом, своими природными богатствами, развивая свое хозяйство и творя свою самобытную культуру. Во-вторых, заявления о более высокой культуре метрополий и отсталости колоний весьма спорны, если провести сравнительный анализ развития их культур до кровавого столкновения.
Для этого достаточно мысленно пройтись по некоторым завоевательным маршрутам: Монголия и Русь, Англия и Индия, Европа и Америка, Россия и Кавказ. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели и «Слово о полку Игореве» творения, примерно, конца 12 века, но первое входит в сокровищницу мировой культуры, а второе представляет художественную ценность только для России. Это не является оскорблением для русского сердца, потому что каждый народ имеет время своего становления от детства до зрелости. Вначале был Гомер и только через 20 столетий в мир пришел Великий Шота, а спустя 26 веков человечеству предстал А. Пушкин…
Однако, самое главное и страшное в колониальных завоеваниях не вопросы культуры и хозяйства, а насильственное прерывание естественного хода истории народов, их дальнейшего развития. Приобщение к имперской культуре происходило посредством геноцида, депортаций, этнических зачисток, надругательств, пыток и похищений, сопровождаемых беспощадным экономическим и ассимиляционным гнетом. Поэтому у колоний не было и нет никаких оснований быть благодарными метрополиям. Лишь извращенное сознание может выражать им признательность за истребление многих поколений своих предков и отлучение от их культуры, ибо «нет добродетели выше правдивости, нет порока хуже лжи».**
Хамзат Фаргиев
Примечания
* Чеченская поэтесса Лула Куни (Л. Жумалаева)
** Древнеиндийская мудрость