Последний месяц предстоящие президентские выборы продолжают оставаться самой обсуждаемой политической темой в Грузии. Несмотря на то, что полномочия Президента в парламентской республике крайне ограничены, эта фигура, тем не менее, продолжает оказывать значительное влияние на государственную политику и на развитие страны в целом.
Предвыборный процесс, происходящий на фоне ослабления экономики и не прекращающейся «ползучей» оккупации со стороны России, тем более вызывает тревогу, что впервые за последнее десятилетие на пост Президента претендует политик, чьи взгляды напрямую противоречат национальным интересам Грузии.
Саломе Зурабишвили – дочь грузинских эмигрантов из Франции, министр иностранных дел при Саакашвили, а после – оппозиционер, сегодня она – протеже олигарха Бидзины Иванишвили, который неприкрыто осуществляет власть в стране через марионеточных политиков.
В 2016 году Зурабишвили баллотировалась в Парламент Грузии как независимый кандидат, но была поддержана подконтрольной олигарху партией «Грузинская мечта», что и стало залогом ее успеха на тех выборах.
До этого в течение многих лет Зурабишвили не играла значительной роли в политической жизни Грузии. В 2010 году она даже заявила об уходе из грузинской политики, констатировав безрезультатность своей работы.
Однако теперь политик-аутсайдер, так и не сумевший выстроить самостоятельной и успешной политической карьеры, под покровительством Иванишвили взлетела чуть ли не к вершине «политического олимпа».
Повторяя сценарий двухлетней давности олигархическое правительство Грузии не стало выдвигать своего кандидата на пост президента страны, а поддержало формально независимую фигуру Саломе Зурабишвили. Цель олигарха ясна – сохранить свой контроль над президентским креслом и в то же время избежать критики со стороны Запада по поводу узурпации власти.
Однако перспектива заполучить президента-марионетку – не главная опасность, которая стоит перед грузинским обществом. Куда больше тревоги вызывает солидарность Зурабишвили с Москвой по вопросу оккупированных территорий Грузии – самым проблемным вопросом страны.
Так, комментируя десятилетие с начала российско-грузинской войны, кандидат в президенты заявила, что ответственность за развязывание боевых действий в августе 2008 года лежит на Грузии и тогдашнем грузинском руководстве.
Правда она оговорилась, что по ее мнению Россия воюет против Грузии уже больше ста лет, однако это уточнение в переводе на сухой дипломатический язык не значит ровным счетом ничего, в отличие от признания вины своей страны за начало войны и последовавшую гибель людей.
Несмотря на то, что Путин в одном из интервью лично признался, что военная операция против Грузии планировалась в Москве еще в 2006-2007 годах, официальная позиция России всегда заключалась в отрицании своей агрессии и перекладывании всей ответственности на Грузию.
Для Кремля важно было доказать, что конфликты в Абхазии и Самачабло (т.н. «Южная Осетия») – дело рук Грузии и склонить к грузин к бессмысленным переговорам с пророссийскими сепаратистскими режимами, тем самым придав им международно-правовой статус и легитимность.
И если раньше позицию Москвы в Грузии разделяли лишь пророссийские маргинальные оппозиционеры, то услышать подобное от кандидата в президенты, еще и поддержанного правящей партией, явно мало кто ожидал.
Важно понимать, что Грузия не воюет с абхазским или осетинским народом. Есть затяжной российско-грузинский конфликт, начавшийся одновременно с распадом СССР, целью которого является ослабление и насильственное удержание Грузии (ключевой страны на Кавказе) в орбите влияния России.
Он выражается в оккупации 20% грузинских территорий, изгнании оттуда грузинского населения, терроре и насильственной русификации оставшихся жителей (независимо от национальности). Война 2008 года была одним из очередных проявлений данного конфликта, вина за который целиком и полностью лежит на России.
Любое признание ответственности Грузии является ни чем иным, как искажением действительности, или предательством национальных интересов страны – если исходит от грузинских политиков. И Саломе Зурабишвили, имеющая длительный опыт дипломатической работы, не может этого не понимать.
Очевидно, что ее позиция, тщательно выверенная и обдуманная, полностью вписывается в политику олигархического правительства Иванишвили по целенаправленному разрушению суверенитета Грузии в угоду России.
В так называемое «мирное время» оккупанты безнаказанно захватывают все новые и новые земли Грузии, окружая целые деревни вместе с жителями колючей проволокой и не встречая при этом никакого сопротивления грузинских военных.
С 2011 года русские совершили около 3000 (!) похищений граждан Грузии с территорий, прилегающих к линии оккупации. Мирных жителей обвиняют в пересечении т.н. «государственной границы» с оккупированными территориями и держат в заложниках до тех пор, пока их родственники не заплатят выкуп. Эти факты также не тревожат правительство «Грузинской мечты».
Российские агенты устраивают провокации в различных регионах Грузии, которые никак не пресекаются и должным образом не расследуются. Так, в Трусовском ущелье недавно была найдена мина, прикрытая осетинским флагом, на которой чудом никто не подорвался, а в Панкисском ущелье целый день свободно разъезжали боевики из Чечни с портретами Рамзана Кадырова, прогонять которых в итоге пришлось местным жителям.
И все это стало уже повседневной рутиной в Грузии, на которую ни власть, ни полиция, ни армия не обращают никакого внимания. В подобной ситуации появление в стране кандидата в Президенты, берущей на себя ответственность за преступления оккупантов, уже не кажется чем-то вопиющим.
Жертва, считающая себя виноватой, является идеальной для любого агрессора. Именно поэтому перед Россией и Иванишвили сейчас стоит задача любой ценой обеспечить победу Саломе Зурабишвили на президентских выборах в Грузии – и сделать это будет гораздо легче, учитывая их финансовые и пропагандистские ресурсы.
Если подобный сценарий осуществится, то ущерб в скором времени ощутит на себе не только грузинское население, которое останется один на один с российскими оккупантами и возможно станет свидетелем очередного раздела своей страны.
Западные государства, которые предпочитают закрывать глаза на деятельность Иванишвили, также рискуют получить на Кавказе пророссийскую марионеточную республику, вместо стабильного прозападного партнера, каким всегда стремилась быть Грузия.
Так что 28 октября грузинскому избирателю предстоит не только решить вопрос чье имя будет написано на двери президентского кабинета в Тбилиси. Исход этих выборов определит, изменится ли кардинально судьба Грузии на ближайшие годы (а возможно и десятилетия) и произойдет ли окончательное утверждение на Кавказе «Империи Зла».